Ситуация со свободой слова в Казахстане в 2011 году

 Аналитический доклад 

1. Общие сведения

2. Убийство журналистов 

3.  Осуждение к лишению свободы за публичное выражение своих мнений и убеждений 

4.  Воспрепятствование законной профессиональной деятельности 

5. Задержания журналистов

6.  Нападения на редакции и работников СМИ

6.  Угрозы в отношении журналистов

7.  Реформирование законодательства

8.  Обвинения в совершении уголовных преступлений

9.  Преследования СМИ и журналистов в гражданско-правовом порядке

10. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности

11. Нарушения свободы выражения в Интернете

12. Нарушение права на получение общественно важной  информации

13.  Нарушение права на доступ к информации в электоральный период

14. Нарушение принципа свободного распространения СМИ

15. Препятствия в регистрации СМИ  

16. Закрытие и приостановление выпуска СМИ

17. Выводы и рекомендации

1.  Общие сведения

Председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 году не привело к повышению уровня свободы слова в стране. После больших имиджевых мероприятий на международной арене власть в 2011 году озаботилась укреплением режима внутри страны. 

Начало года ознаменовалось кампанией за проведение референдума по продлению полномочий президента Н. Назарбаева до 2020 года. Такая инициатива была озвучена в Усть-Каменогорске 27 декабря 2010 года. Инициаторам референдума удалось в короткий срок набрать более 5 млн. подписей граждан, в то время как по закону было достаточно собрать порядка 200 тыс. подписей. 6 января парламент единогласно поддержал эту инициативу и принял соответствующий закон закон «О внесении изменения и пополнения в Конституцию». Тем не менее, Конституционный совет, куда президент направил этот закон,  31 января признал его не соответствующим Конституции. В апреле прошли досрочные выборы президента, в которых все кандидаты, кроме Н. Назарбаева, не имели никаких реальных шансов одержать победу. 

16 ноября президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал указ о роспуске мажилиса (нижней палаты парламента) и назначил  внеочередные выборы депутатов, избираемых по партийным спискам, на 15 января 2012 года. Инициативу о досрочном сложении полномочий проявили сами депутаты. За годы независимости Казахстана это четвертый досрочный роспуск парламента. С учетом большой международной критики президент заранее объявил, что следующий парламент будет двухпартийным. 

В декабре специальным законом был учрежден новый праздник – День первого Президента, который будет отмечаться 1 декабря. Н. Назарбаеву как первому президенту независимого Казахстана присвоено звание «Халык Кахарманы» (народный герой). 

Ключевым событием, определившим во втором полугодии государственную политику в отношении гражданских прав и свобод, стала забастовка нефтяников в г. Жанаозень Мангистауской области (Западный Казахстан). Начавшись в мае с требования увеличения зарплаты, она продолжалась семь месяцев и закончилась 16 декабря вооруженным конфликтом в городе Жанаозень, в ходе которого погибло, по разным сведениям, от 20 до 100 мирных граждан. Нефтяники весь период мирной забастовки характеризовались в прессе как ленивые и малограмотные люди, при этом в район забастовки никто из представителей СМИ, кроме оппозиционных, не выезжал.   

В период вооруженного подавления беспорядков в г. Жанаозень  власть заблокировала все источники информации, включая мобильную связь и интернет.  Прямые репортажи о трагических событиях смогли вести только корреспонденты спутникового телеканала К+, которые присутствовали там и ранее. 

Общественный фонд Liberty распространил заявление о блокировке доступа к основным информационным ресурсам с начала столкновений в Жанаозене. Так, был заблокирован доступ к twitter, «в отношении YouTube власти Казахстана применили новую тактику: блокируется доступ конкретно к аккаунту Телеканала К+ на YouTube и к конкретным видео, загруженным ими. (...) Кроме того, в Актау в сотовой сети KCell отключена возможность отсылки SMS и подключения к Интернету.  Редакция газеты «Голос республики» известила читателей о том, что форум-партнер издания 16 декабря оказался заблокирован, а на портал газеты, передающий новости из Жанаозена, идет мощнейшая DDoc-атака. 16 декабря были заблокированы www.socialismkz.info, www.respublikas.info со всеми зеркалами сайта, guljan.org, www.twitter.ru и другие интернет-ресурсы, освещающие трагические события  в Жанаозене. 

Был заблокирован для казахстанских пользователей даже сайт информационного агентства «Новости Казахстан» - партнер российского информационного агентства РИА-Новости. 

Власть не признавала факт массового ограничения информации по поводу событий в Жанаозене. 17 декабря официальный представитель Генпрокуратуры Казахстана Нурдаулет Суиндиков на пресс-конференции в Астане заявил, что проблемы со связью в Жанаозене 16 декабря возникли из-за повреждения кабеля, а «в отдельных случаях связь пропадала из-за того, что сеть была перегружена и мощности не позволяли переводить такой поток информации. Поэтому были очень частые сбои как телефонной связи, так и интернета». Национальный оператор связи Казахстана «Казахтелеком» заявил, что не ограничивал доступ ни к каким интернет-ресурсам 16-17 декабря.  Более того, уже 20 декабря на заседании правительства в Астане премьер-министр Казахстана Карим Масимов распорядился обеспечить прозрачность событий в городе Жанаозене.  В свою очередь, министр связи и информации Аскар Жумагалиев сообщил на заседании, что в Жанаозене работает специальный пресс-центр для отечественных и иностранных СМИ, журналисты получают информацию из первых уст, организовываются интервью. А первый вице-премьер Казахстана Умирзак Шукеев сообщил, что с 20 декабря на телевидении события в Жанаозене будут транслироваться в прямом эфире. Кроме того, по словам вице-премьера, «планируются ежедневные брифинги и пресс-конференции коменданта города о текущей ситуации».

Как фактически была организована работа для представителей СМИ, фонду «Адил соз» сообщил корреспондент газеты «Уральская неделя» Санат Урналиев, находившийся в Жанаозене с 21 по 23 декабря. Чтобы журналисту попасть в город, требовалось сначала  пройти аккредитацию в пресс-службе акимата Мангистауской области. В самом Жанаозене журналистов всюду сопровождали сотрудники полиции и акимата города. Беседы и интервью с местными жителями проводились также под присмотром полиции и акимата, сотрудники которых наблюдали в стороне. Мотивировка — обеспечение безопасности журналистов. Когда журналисты поняли, что при такой организации получить достоверную информацию о ситуации в Жанаозене проблематично, собкоры республиканских СМИ — Жулдыз Толеуова («Стан», Актау), Казис Тогузбаев (радио Азаттык, Алматы), Сания Тойкен («Ак Жайык», Атырау) и Санат Урналиев («Уральская неделя»), - написали заявление на имя  коменданта города Жанаозень, начальника Департамента внутренних дел Мангистауской области Аманжола Кабылова с просьбой разрешить им остаться в городе и полноценно работать. На свое заявление журналисты получили отказ в устной форме. 

Следом, по сообщению информационного агентства «Интерфакс», советник президента Казахстана по политическим вопросам Ермухамет Ертысбаев обвинил российские СМИ в стремлении с помощью репортажей о беспорядках в Жанаозене отвлечь внимание от внутренних проблем России. Он также раскритиковал журналистов  из других стран, заявив, что они «в высшей степени субъективно» освещали подавление волнений в Жанаозене. Начались вызовы в прокуратуру и Комитет национальной безопасности казахстанских журналистов, освещавших события в Жанаозене.

Параллельно с забастовкой нефтяников в Западном Казахстане в различных регионах страны стали фиксироваться акты терроризма, экстремизма и острые социальные конфликты. В  Алматы и Таразе обезврежена группа религиозных экстремистов, при этом убито много полицейских; в  Актау при задержании группы вооруженных сторонников запрещенного движения Хизб-ут-Тахрир также погибло много людей.

Череда этих событий привела к ужесточению политики в отношении свободы распространения информации. 14 ноября Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев своим указом утвердил «Концепцию информационной безопасности Казахстана до 2016 года». В официальной прессе Концепция была опубликована в декабре. 

В Концепции, в частности, говорится о соответствии качества казахстанского контента мировому уровню, о скрытом воздействии на умы казахстанцев и информационных войнах, о необходимости 100-процентной аттестации государственных информационных систем по требованиям информационной безопасности и т. д. Также в документе говорится о необходимости регулирования казнета и отечественного теле- и радиовещания: «Будет внедрена оптимальная модель развития и регулирования казахстанского сегмента глобальной информационной сети Интернет, выработаны механизмы стимулирования производства позитивного содержательного контента, развития отечественных интернет-СМИ, модернизации телекоммуникационной инфраструктуры». Основными нормативными правовыми актами, посредством которых планируется реализация Концепции, являются законы РК «О государственных секретах», «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», «Об информатизации», «О техническом регулировании», «О лицензировании», «О средствах массовой информации», «О связи» и другие; отраслевая Программа в сфере защиты государственных секретов;  отраслевая Программа по обеспечению информационной безопасности Республики Казахстан на 2011-2014 годы; программа по развитию информационных и коммуникационных технологий в Республике Казахстан на 2010 - 2014 годы; стратегические планы государственных органов.

В отсутствие нижней палаты парламента 14 декабря сенат (верхняя палата парламента) принял закон «О национальной безопасности в Республике Казахстан». Таким образом, закон считается принятым и направляется на подпись главе государства. Пункт 6 статьи 16 этого закона причисляет к угрозам национальной безопасности «информационное воздействие на общественное и индивидуальное сознание, связанное с преднамеренным искажением и распространением недостоверной информации в ущерб национальной безопасности».

28 декабря Сенат парламента РК принял закон «О телерадиовещании», который значительно ужесточает правовые условия присутствия в Казахстане иностранных телекомпаний.

2.  Убийство журналистов

          Фактов убийств журналистов в 2011 году не зафиксировано.

11 октября Специализированный межрайонный суд по уголовным делам Алматы вынес приговор по делу об убийстве в Алматы 16 декабря 2009 года кыргызского журналиста Геннадия Павлюка. Сотрудник Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) Кыргызстана Алдаяр Исманкулов признан виновным в организации умышленного убийства по предварительному сговору, сопряженного с похищением человека группой лиц, и  приговорен к 17-ти годам колонии строгого режим. Граждан Казахстана - Алмаза Игеликова и Шалкара Оразалина оправдали в умышленном убийстве, но признали их исполнителями в похищении человека группой лиц по предварительному сговору. Шалкар Оразалин приговорен к 11-ти годам колонии общего режима, Алмас Игеликов - к 10 годам колонии общего режима.

Говоря о мотивах убийства кыргызского журналиста, суд утверждает, что Алдаяр Исманкулов «в декабре 2009 года получил указание от не установленных следствием лиц, какие у Павлюка имеются материалы в отношении руководства Кыргызской ​​Республики и при их наличии получить их и произвести физическое устранение оппозиционного журналиста в связи с неугодной бывшему руководству республики его профессиональной и общественной деятельностью».

3.  Осуждение к лишению свободы за публичное выражение своих мнений и убеждений 

Продолжил отбывать наказание главный редактор газеты «Алма-Ата Инфо» Рамазан Есергепов. Он был арестован в январе 2009 года и приговорен к трем годам лишения свободы в колонии общего режима за разглашение госсекретов. Поводом для уголовного преследования послужила статья «Кто управляет страной – президент или КНБ?», напечатанная в газете «Алма-Ата Инфо» 21 ноября 2008 г.  Срок его заключения должен закончиться 5 января 2012 года. За время нахождения в колонии Есергепов несколько раз подавал заявления о смягчении режима отбывания наказания, но во всех случаях получил отказ с формулировкой «не встал на путь исправления». 

17 мая 2011 года бывший главный редактор газеты «Закон и правосудие» Токберген Абиев вышел на свободу после трех лет заключения. Он был арестован в мае 2008 года  и в июле 2008 года приговорен к лишению свободы на три года по обвинении в даче взятки. Согласно пресс-релизу финансовой полиции, Т. Абиев  пытался передать три тысячи долларов ответственному сотруднику   Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью за предоставление материалов, компрометирующих работников судебных органов. Данных о  чиновнике, которому предназначалась взятка: его фамилия, должность, наказание, - не имеется. Вероятно, предложение продать компрометирующие материалы было ловушкой для редактора, чья газета жестко критиковала судебную систему.

11 марта 2009 года Сары-Аркинский районный суд г. Астаны вынес Токбергену Абиеву второй приговор. За злостное неисполнение решения суда о возмещении морального вреда он был осужден на три года лишения свободы.  Основанием для нового приговора стало судебное решение 2008 года, когда Т. Абиев уже был арестован,  о взыскании с него как с главного редактора и с собственника газеты «Закон и правосудие» - ТОО «ATS.KZ», пяти миллионов тенге по иску гр. Е. Манаева о защите чести и достоинства.

7 ноября  Медеуский районный суд № 2 г. Алматы приговорил корреспондента сайта www.guljan.org Валерия Сурганова к ограничению свободы сроком на полтора года.   Это значит, что в течение полутора лет журналист не имеет права посещать увеселительные заведения, быть вне дома позднее 21 часа местного времени, покидать пределы города  без разрешения полиции.  Кроме того, журналист обязан возместить обвинителю моральный вред в сумме 100 тысяч тенге и опубликовать опровержение на сайте  www.guljan.org. 

Дело было возбуждено 20 июля по ч.3 ст. 129 «Клевета, соединенная с обвинением лица в совершении коррупционного, тяжкого или особо тяжкого преступления».  Жалоба в порядке частного обвинения поступила от первого заместителя председателя департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по Павлодарской области Санджара Алиева. Основанием для подачи жалобы послужила статья «Князьки» финпола. Часть II», опубликованная на сайте www.guljan.org 12 июля 2011 года и аналогичная статья, опубликованная в газете «Казахстан» 14 июля, об убийстве в Москве студента из Казахстана Ернара Алиева. 

19 октября Аль-Фарабийский районный суд г. Шымкента (Южный Казахстан) вынес приговор главному редактору газеты «Адилет» Куаныбеку Ботабекову: полтора года лишения свободы условно по ст. 129 ч. 3 Уголовного кодекса РК - «Клевета, соединенная с обвинением лица в совершении коррупционного, тяжкого или особо тяжкого преступления».

Поводом стали статьи К. Ботабекова, опубликованные в газете «Адилет» 5 и 19 мая 2011 года, - «Господин Кенес, в чьей вы команде?» и «Многоуважаемый господин Президент!» /пер. с казахского/. Частными обвинителями выступили Кенес и Бакитбек Накипбековы. Журналист на суде объяснял, что при написании своих критических статей руководствовался фактами и свидетельствами, то есть умысла оболгать героев своих публикаций не имел, но  судью Т. З. Ахметову эти объяснения не убедили. Помимо условного лишения свободы, она приговорила главного редактора к компенсации морального вреда в 300 тысяч тенге и опровержению ряда фраз в спорных публикациях.

4. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности

Зафиксировано 49 фактов воспрепятствования законной профессиональной деятельности – на три больше, чем в 2010 году.  Как и ранее, чаще всего насильственным действиям повергались съемочные группы телеканалов, большей частью видеооператоры. Инициаторами силовых действий в отношении журналистов были преимущественно охранники различных структур, даже понаслышке не знакомые с правами журналистов. В случаях осознанного воспрепятствования «должностными лицами» основным мотивом было желание ограничить распространение информации.

Возросла активность журналистов в защите своих прав. Так, 8 ноября охрана аэропорта г. Костаная запретила съемочной группе телерадиокомпании  «Алау», Валерии Зиновьевой и Александру Стаканову,  производить видеосъемку даже в местах общего доступа — зале ожидания.  Об этом сообщалось в сюжете, который вышел на телеканале в выпуске новостей.

На следующий день в редакцию позвонил вице-президент АО «Международный аэропорт Костанай» Мурат Ержанов и сообщил, что разрешения на видеосъемку в данном случае не требовалось. По этому поводу с охранниками была проведена соответствующая беседа и впредь подобного не повторится. Сообщение о позиции руководства аэропорта было также размещено в выпуске новостей на телеканале. 

3 февраля на оперативное совещание ДВД Северо-Казахстанской области североказахстанские журналисты пришли не только осветить это событие. На камерах телеоператоров и фотожурналистов, опущенных вниз, а также на рукавах остальных представителей прессы были повязаны ленты цвета государственного флага. Таким образом они хотели напомнить полицейским, что следует соблюдать законы РК, в частности, Закон «О средствах массовой информации». Поводом для такой акции послужили действия полицейских, сотрудников ДКНБ и военнослужащих, стоявших в оцеплении во время проведения в Петропавловске Эстафеты огня 7-х зимних Азиатских игр 21 января. 

Тогда силовики буквально «выкидывали» журналистов с маршрута прохождения огня. При этом в некоторых случаях была повреждена видеоаппаратура. Наличие специальной экипировки, выданной в качестве пропуска всем представителям СМИ, и служебного удостоверения на стражей порядка не действовали. В итоге вторую часть прохождения Эстафеты огня не пришел освещать практически ни один собкор республиканских СМИ.

Журналисты обратились в общественный фонд поддержки региональных СМИ «Адил Арка». Фонд, в свою очередь, выступил с письменными заявлениями в адрес ДВД СКО, воинской части 6637 и Департамента КНБ по СКО о неправомерных действиях сотрудников. 8 февраля в «Адил Арка» поступил ответ начальника ДВД СКО Мурата Урумханова, в котором он принес сотрудникам СМИ извинения за действия своих подчиненных. Незадолго до этого аналогичное письмо пришло от начальника воинской части 6637 Кайрата Актанова. Только временно исполняющий обязанности начальника ДКНБ по СКО Калгаев сообщил, что «сотрудники ДКНБ по СКО, задействованные в обеспечении безопасности проведения в Петропавловске Эстафеты огня нарушений законных прав представителей СМИ, а также других граждан не допускали».

В том же Северном Казахстане виновники в необоснованном задержании журналистов были наказаны в служебном порядке. Телеканал «7» обратился с жалобой на действия сотрудников патрульной службы ДВД Северо-Казахстанской области к руководству ДВД Северо-Казахстанской области. Полицейские пытались вырвать телекамеру из рук оператора   телеканала Дмитрия Ройза, когда он хотел снять их на видео. При этом аппаратура была повреждена. 3 февраля на брифинге начальник ДВД области Мурат Урумханов сообщил, что по этому факту проведено служебное расследование. Трое полицейских привлечены к дисциплинарной ответственности, им вынесено «неполное служебное соответствие». 

В 2011 году зафиксирован один случай привлечения нарушителей прав журналистов к административной ответственности, правда, не за воспрепятствование профессиональной деятельности, а за хулиганство.  

11 марта съемочная группа информационного видеопортала «Stan.kz» готовила материал о проходящем в Павлодаре флешмобе активистов незарегистрированной партии «Алга!». Собравшиеся выпускали шарики с надписью «Я не иду на выборы». Неожиданно появились пятеро неизвестных. Они стали протыкать шары, сопровождая свои действия криками: «... не дадим превратить Казахстан в Кыргызстан!». Угрожая ножом оператору видеопортала Рустаму Сарымову, они потребовали прекратить съемку. Один из наиболее агрессивных нападавших попытался разбить видеокамеру. Прибывшие по вызову полицейские задержать хулиганов не успели, те скрылись так же быстро, как появились. 

В тот же день видеозапись инцидента была выложена в Интернете и предоставлена ДВД Павлодарской области. 28 и 30 марта сотрудники полиции Павлодарской области задержали четверых молодых людей, учащихся одного из павлодарских колледжей, подозреваемых в нападении на оператора информационного видеопортала «Stan.kz» Рустама Сарымова. Их привлекли к административной ответственности по 330 статье КоАП за мелкое хулиганство. Постановлением специализированного административного суда города Павлодара напавшим на Рустама Сырымова и активистов партии «Алга» назначен административный арест на семь суток. 

5.  Задержания журналистов 

Задержание журналистов фактически является одной  из крайних форм воспрепятствования законной профессиональной деятельности. В 2011 году зафиксировано 14 таких фактов. 

В основном журналистов задерживали с тем, чтобы изъять у них фото- и видеоаппаратуру и удалить отснятый материал. Так, 2 марта журналист газеты «Алга!» Андрей Сивко  прибыл к зданию партии «Нур Отан» в г. Таразе (Жамбылская обл.) для освещения акции жительницы города Ельмиры Айтбековой, протестующей против повышения цен. После окончания акции полицейские потребовали, чтобы Айтбекова и журналист проследовали с ними в опорный пункт №1. По пути к полицейской машине сотрудники правоохранительных органов Аскар Кулахметов и Тимкур Булатбеков, заломив Андрею Сивко руки, отобрали у него видеокамеру и фотоаппарат.

В октябре корреспондент газеты «Ак Жайык» (Атырауская обл.) Сания Тойкен при подготовке материала о взрыве в жилом доме в Атырау, в котором погиб человек, была задержана сотрудниками ГУВД Атырау и СОБРа. Взрыв произошел рядом со зданием прокуратуры Атырау, ГУВД и акиматом города. Во время съемки к Сание подбежал сотрудник СОБРа и попросил пройти ее в здание ГУВД, сказав, что с ней хотят побеседовать. В кабинете начальник штаба ГУВД Марат Рахимов потребовал, чтобы Сания Тойкен удалила фото и видеоматериалы на том основании, что здание ГУВД является режимным объектом. Когда Сания Тойкен отказалась удалить запись, ее проводили в кабинет заместителя начальника ГУВД Мирлана Алибаева, который также в грубой форме потребовал стереть видео. В случае отказа полицейский пригрозил задержанием журналиста на три часа. Тойкен снова отказалась выполнить требование, после чего полицейские заявили, что пригласили дежурного прокурора, чтобы в его присутствии стереть записи. В течение полутора часов прокурор так и не появился. Силовики вынуждены были отпустить Санию, однако потребовали написать объяснительную. Вместо объяснительной Тойкен написала заявление на имя начальника ГУВД о том, что из-за противоправных действий полицейских она не смогла выполнить редакционное задание.

В июне, задолго до вооруженного конфликта,  при подготовке  сюжета о забастовке рабочих производственного филиала «ОзенМунайГаз» в Жанаозене полиция задержала съемочную группу видеопортала «Stan.kz»  -   корреспондента Тимура Ермашева  и оператора Бауржана Идрисова. Полицейские забрали у журналистов удостоверения личности и видеокамеру, запретили снимать даже на сотовый телефон, пообещав  наказать в административном порядке за неповиновение и «провокационные действия» (якобы люди, увидев камеру, начинают вести себя более активно).

Тимур Ермашев  и Бауржана Идрисов провели несколько часов в полицейском участке. 

Только после вмешательства юриста «Stan.kz», который дозвонился в ДВД Мангистауской области, съемочную группу отпустили и даже извинились. 

Факты задержания журналистов с целью воспрепятствования распространению информации отмечаются из года в год. В 2011 году не менее половины из них приходятся на декабрьские события в Жанаозене. Так, 18 декабря в Жанаозене сотрудниками правоохранительных органов были задержаны корреспонденты российского издания «КоммерсантЪ» - Владимир Соловьев и фотокорреспондент Василий Шапошников. По словам главного редактора «Коммерсанта» Михаила Михайлина, после задержания журналистов избили и продержали в управлении внутренних дел Жанаозеня несколько часов. Кроме того, по  словам М. Михайлина, вместе с этими журналистами был задержан и корреспондент «Ленты.ру» Илья Азар.   У задержанных забрали часть личных вещей; никаких объяснений им не дали. Позже в своем пресс-релизе пресс-служба прокуратуры Мангистауской области подтвердила факт задержания спецкоров. По сообщению прокуратуры, после установления личности и проведения с ними разъяснительной беседы «И. Азару, В. Соловьеву и В. Шапошникову предоставлены транспорт и охрана для беспрепятственного осуществления журналистской деятельности».

22 декабря в Жанаозене были задержаны корреспондент газеты «Голос республики» Жанар Касымбекова и блогер, общественник Мурат Тунгишбаев. В Жанаозене журналисты встречались с очевидцами трагических столкновений, произошедших в городе 16 декабря, родственниками убитых и задержанных.  По словам Мурата, их остановили сотрудники полиции и обвинили в том, что они вели видеосъемку и аудиозапись. При задержании у журналистов отобрали видеокамеру и диктофон и отвезли в РОВД города. Позже задержанных вывезли из Жанаозеня, вернули технику, на которой уже отсутствовали записи. Затем, по словам Жанар Касымбековой, их пересадили на другую машину и отвезли в Актау. 

Ни один факт задержания не был официально квалифицирован как воспрепятствование законной профессиональной деятельности. 

6.  Угрозы в отношении журналистов

Зафиксировано 15 угроз в отношении журналистов.  Все они связаны с критическими публикациями или подготовкой таковых.  

В апреле главный редактор «Молодежной газеты» (г. Жезказган, Карагандинская область)  Берик Жагипаров начал получать на  мобильный телефон анонимные  звонки  с угрозами физической расправы и требованиями закрыть газету. Причиной давления он считает ряд критических статей, касающихся проблем региона, в том числе связанных с деятельностью градообразующего предприятия - корпорации «Казахмыс». По поводу угроз журналист обращался в ГУВД  г. Жезказгана. Не получив от полицейских никакой помощи, Б. Жагипаров провел в Алмаы пресс-конференцию. После этого он был приглашен в УВД Жезказгана. Берику Жагипарову сообщили, что номер телефона, с которого звонил неизвестный, не зарегистрирован, и дело по его заявлению, скорее всего, закроют, так как больше ничего не смогут сделать. 

В конце декабря 2010 года собственный корреспондент республиканской газеты «Время» Виктор Мирошниченко сообщил, что по сведениям, полученным им из достоверных источников на условиях конфиденциальности, против него готовится провокация с целью дискредитировать его как гражданина и тем самым воспрепятствовать его дальнейшей профессиональной деятельности. У журналиста появились основания опасаться ложных обвинений в распространении наркотиков, хранении огнестрельного оружия и совершении других тяжких преступлений. 22 января заместитель председателя Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Самат Ашимбаев ответил на соответствующее обращение фонда «Адил соз», что «в отношении В. Мирошниченко органы финансовой полиции каких-либо мероприятий не проводили». 

В августе аналогичные превентивные меры против возможной провокации предпринял обозреватель газеты «Время» Геннадий Бендицкий. Он обратился со страниц газеты к главному редактору издания Марату Асипову с заявлением о возможных провокациях против него. По словам журналиста, после ряда публикаций, в том числе серии статей о фактах незаконной деятельности некоторых сотрудников КНБ и таможенно-пограничных постов «Хоргос» и «Кордай» источники в правоохранительных органах предупредили Геннадия, что он «взят в плотную оперативную разработку». По словам информаторов, речь шла не только о сборе компрометирующих  сведений и выявлении  контактов, но и о возможных провокациях в отношении журналиста. В заявлении на имя редактора Г.  Бендицкий заявил, что  никогда никаких наркотических препаратов не употреблял и распространением их не занимался,  нелегально приобретенного оружия и боеприпасов никогда не имел и не хранил, сексуальными домогательствами к несовершеннолетним не грешил, не совершал и других противоправных действий, и сообщил, что любые обвинения в этих преступлениях будут провокацией. 

Ни один факт анонимных угроз в отношении журналистов не раскрыт.

7. Нападения на редакции и работников СМИ

Из зафиксированных 13 нападений на журналистов и работников СМИ наиболее тяжелым по последствиям является инцидент со съемочной группой видеопортала «Стан» в г. Актау. (Актау – административный центр Мангистауской области, в которой с мае проводили забастовку нефтяники. «Стан» -  один из немногочисленных СМИ, последовательно освещавших эту забастовку).  

26 октября корреспондент портала Оркен Бисенов и оператор Асан Амилов, находясь в Актау в командировке,  вызвали такси, чтобы ехать к месту очередной съемки. В тот момент, когда оператор укладывал технику в багажник, а журналист садился в автомобиль, из стоявшего рядом автомобиля «Тоyота Prado» выскочили четырек человека и стали стрелять из пневматического оружия. Оркен Бисенов получил ранение в руку и в спину, Асана Амилова ранили в голову и ногу, а затем избили предметом, похожим на бейсбольную биту. Неизвестные забрали ноутбук журналистов и скрылись с места происшествия в неизвестном направлении. Журналисты срочно обратились в Мангистаускую областную больницу. Асану Амилову был поставлен диагноз «Закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга без выраженных клинических проявлений, ушибы головы и мягких тканей левого плечевого сустава, левой голени». У Оркена Бисенова диагностированы ушибы мягких тканей правой лопаточной области, грудного отдела правого плеча. 

Уже в ноябре сотрудники департамента внутренних дел Мангистауской области установили подозреваемых в нападении. Ими оказались 35-летний житель Актау Руслан Гасанов, установлен также и его 25-летний соучастник. Один из потерпевших опознал их по фотографии. Об этом 23 ноября на традиционном брифинге МВД в Астане сообщил пресс-секретарь МВД Казахстана Нурдильда Ораз. По словам Н. Ораза, вина подозреваемых доказана, им предъявлено обвинение в совершении разбойного нападения, однако арестовать их пока не удается, так как оба подозреваемых скрылись и объявлены в межгосударственный розыск. Представитель МВД подчеркнул, что нападение на съемочную группу видеопортала «Стан» в Актау было совершено исключительно с целью ограбления,  никакой политической подоплеки нет. По его словам, нападавшие увидели в руках журналиста Оркена Бисенова сумку с ноутбуком и подумали, что в ней деньги. При этом Н. Ораз не пояснил, почему грабители, подъехавшие к месту преступления на джипе представительского класса «Тойота Прадо», избили оператора Асана Амилова, хотя сумка была в руках журналиста. 

В течение года неоднократно фиксировались нападения на съемочные группы телеканалов сотрудниками различных охранных структур. Так, 26 октября в Алматы сотрудники секьюрити торгового центра «Car City» напали на съемочную группу телеканала «Алматы» - журналиста Айбану Анарбаеву, оператора Альфараби Гусенцова и стажера-помощника оператора. Журналисты готовили сюжет о пожаре, произошедшем на территории «Car City». Около десятка парней нанесли сильные побои корреспонденту, оператору и помощнику оператора, сломали дорогостоящую технику. Среди многочисленных свидетелей избиения были полицейские, пожарные, спасатели, но, как отмечают сотрудники телеканала, никто не пришел им на помощь. Журналисты сами вызвали наряд полиции, который задержал трех из нападавших. 

Точно так же оказалось безрезультатным обращение в полицию на корреспондента павлодарской газеты «Городская неделя» Александра Баранова. 17 июня в полдень на него было совершено нападение. В подъезде дома, где проживает журналист, к нему подошел неизвестный и уточнил: «Городская неделя»? Баранов?». Когда Александр подтвердил, что он корреспондент местной газеты, злоумышленник ударил его по голове, сбил с ног, после чего еще несколько минут наносил удары. Не говоря ни слова и ничего не взяв, нападавший убежал. 

Ни одно из зафиксированных нападений не уаенчалось поимкой и наказанием преступников.

8.  Реформирование законодательства

Позитивным фактором улучшения информационного законодательства следует считать  вступивший в силу в апреле закон об изменениях в гражданское законодательство.  Документ исключает взыскание компенсации морального вреда юридическими лицами. Для журналистов и средств массовой информации это означает, что теперь юридические лица по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации не могут претендовать на компенсацию морального вреда. Следствием этого закона стало прекращение нескольких судебных дел в отношении СМИ.

В феврале вступил в действие принятый в 2010 году закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усиления гарантий законности в уголовном процессе». Закон вводит институт административной преюдиции. В числе частично декриминализуемых правонарушений оказалась и клевета. Согласно объяснениям авторов закона и депутатов, впервые уличенного в клевете обяжут возместить вред пострадавшему в административном порядке, а если в течение года он снова совершит такое же правонарушение, то будет нести уголовную ответственность.  Однако соответствующие изменения и дополнения в Кодекс об административных преступлениях внесены не были, и в течение всего года фактов применения принципа административной преюдиции в отношении клеветы не зафиксировано.

В 2010 году  Казахстан принял рекомендации Комитета ООН по правам человека в части декриминализации клеветы и оскорбления к 2014 году.  Весной 2011 года в интервью «Вашингтон пост» президент Казахстана однозначно высказался за перевод  клеветы и оскорбления в разряд гражданских споров. Тем не менее, споры по этому поводу продолжалиь весь год. В частности, за сохранение уголовной ответственности за диффамацию публично высказались первый заместитель Генерального прокурора РК Иоган Меркель, председатель Конституционного совета РК Игорь Рогов, возглавл\явший рабочую группу по совершенствованию Уголовного кодекса  депутат Мажилиса парламента Серик Темирбулатов, доктор юридических наук, заведующий кафедрой судебной власти и уголовного процесса КазНУ им. Аль-Фараби Сериккали Тыныбеков и другие. В ноябре был опубликован разработанный правительством проект концепции новой редакции уголовного кодекса РК. В отношении декриминализации клеветы и оскорбления в нем сказано: 

«Обеспечение гарантий на неприкосновенность достоинства человека, частной жизни, личной и семейной тайны, обеспечение конституционных прав на защиту своей чести и достоинства, на тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений настоятельно диктует необходимость пересмотра и усиления ответственности за соответствующие посягательства. (…) Никакие основания, используемые для прикрытия подобных посягательств, не должны быть оправданием для нарушения названных конституционных гарантий. 

Свобода слова, борьба с преступностью и иные внешне общественно полезные действия не должны быть инструментами незаконного вторжения в частную жизнь граждан, посягательств на его честь и достоинство.

С указанных позиций была бы преждевременной декриминализация состава клеветы и оскорбления, которые в настоящее время имеют сильную превентивную составляющую.». 

14 ноября Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев своим указом утвердил «Концепцию информационной безопасности Казахстана до 2016 года». В официальной прессе Концепция была опубликована в декабре. В ней, в частности, говорится о соответствии качества казахстанского контента мировому уровню, о скрытом воздействии на умы казахстанцев и информационных войнах, о необходимости 100% аттестации государственных информационных систем по требованиям информационной безопасности и т. д. Также в документе говорится о необходимости регулирования казнета и отечественного теле- и радиовещания: «Будет внедрена оптимальная модель развития и регулирования казахстанского сегмента глобальной информационной сети Интернет, выработаны механизмы стимулирования производства позитивного содержательного контента, развития отечественных интернет-СМИ, модернизации телекоммуникационной инфраструктуры».

14 декабря верхняя палата парламента в отсутствие распущенного Мажилиса приняла закон «О национальной безопасности в Республике Казахстан».  Пункт 6 статьи 16 закона, ранее подвергнутый критике со стороны общественных организаций, сенаторами был скорректирован. В частности, из текста были исключены оценочные понятия, такие как «негативное» информационное воздействие и «деструктивно настроенные» структуры. В окончательной редакции пункт 6 причисляет к угрозам национальной безопасности «информационное воздействие на общественное и индивидуальное сознание, связанное с преднамеренным искажением и распространением недостоверной информации в ущерб национальной безопасности».

28 декабря Сенат парламента принял закон «О телерадиовещании». Следом ряд НПО обратились к президенту с просьбой наложить на него вето, аргументируя свою позицию:

«В процессе работы над этим законом правительство и парламент проигнорировали принципиальные предложения журналистских организаций, экспертные заключения ученых и рекомендации ОБСЕ. В результате принятый Сенатом Закон «О телерадиовещании» изобилует коррупциогенными компонентами, попирает права частных вещателей, не предусматривает участия общества в управлении отраслью, ограничивает конституционные права граждан на свободу творчества и получение информации. Не предпринято никаких шагов по преобразованию Комиссии по развитию телерадиовещания, деятельность которой под крылом уполномоченного органа в течение 20 лет  тормозит развитие отрасли. 

Народ Казахстана  на третьем десятке независимости заслужил качественно новое конкурентоспособное телерадиовещание, в том числе общественное телевидение. Данный закон не оставляет на это ни малейших надежд. 

Вопреки заявленным благим целям поддержки отечественного телерадиовещания, реализация данного закона на практике приведет к уменьшению  и выхолащиванию информационного поля страны, сокращению числа телевизионных каналов и снижению их популярности, их зависимости и подконтрольности чиновникам». 

Принятие закона «О доступе к информации», проект которого разрабатывается с 2010 года, перенесено с 2011 на 2012 год. 

Государственной инициативы по ограничение срока исковой давности по делам о защите чести и достоинства, которое предусмотрено Национальным планом действий в области прав человека на 2009-2012 годы, не наблюдалось.

В целом законодательные новации 2011 года продолжают тенденцию к ограничению свободы выражения, получения и распространения информации. 

9.  Обвинения в совершении уголовных преступлений

В 2011 году зафиксировано 27 обвинений журналистов в уголовных преступлениях, в т.ч. 19 — в клевете. 

За клевету были осуждены два журналиста (см. гл. 3 «Осуждение журналистов к лишению свободы»), остальные обвинения остались на стадии угроз или закончились оправдательными приговорами.

Авторами заявлений о возбуждении уголовных дел по обвинению в клевете в подавляющем большинстве случаев выступали персонажи критических публикаций.  

Обращает на себя внимание, что поводы для обвинения в клевете большей частью были весьма незначительные: заместитель руководителя медиахолдинга «Рика-ТВ» Г. Орлов обвинил журналиста Ольгу Климонову в том, что она «распространила информацию клеветнического характера,  недостоверные и оскорбительные сведения, носящие характер грубого вторжения в его личную жизнь», написав, что он, по слухам, является прихожанином протестантской церкви;  председатель реабилитационного центра для алкоголиков и наркоманов Юрий Морозов обвинил в клевете и оскорблении журналиста карагандинской еженедельной  газеты «Взгляд на события» Фархата Кинжитаева, потому что тот по материал суда написал о многолетнем земельном конфликте. 

Оправданием, как и в предыдущих случаях, закончился анекдотичный по своей сути, конфликт:  на справочном сайте www.spr.kz один из посетителей оставил не очень приятный отзыв о качестве счетчика газа, купленного на фирме «Газгидроэл». Под комментарием стояла фамилия Панкова. Директор фирмы «Газгидроэл» Данияр Тажин посчитал, что негативный отзыв написала нештатный корреспондент газеты «Новый вестник» Алена Панкова, и обратился с заявлением в полицию, обвинив журналиста в клевете. А. Панкова объяснила, что давно не работает, доступа к интернету не имеет и к публикации не имеет ни малейшего отношения. Полиция не стала возбуждать дело, посчитав доводы директора «Газгидроэла» несостоятельными и недоказуемыми. Однако заявитель обратился в прокуратуру, и суд все-таки состоялся. 

Все обвинения в клевете  сопровождались требованием взыскания крупных сумм компенсации морального вреда. 

Впервые редакциям СМИ и журналистам предъявлялись обвинения в экстремизме, разжигании национальной и социальной розни. 

10.  Преследования СМИ и журналистов в гражданско-правовом порядке

При общем незначительном сокращении числа гражданских претензий к СМИ и журналистам (97 фактов в 2010 году, 90 фактов — в 2011-м) суммы взыскания морального вреда продолжают расти (2 млрд. 956  млн. тенге в 2011 году,  2млрд. 847млн. тенге в 2010-м). Основная часть судебных конфликтов в гражданско-правовом порядке была вызвана спорами о защите чести и достоинства (77 фактов из 90).

В январе Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз» и Союз журналистов РК обратились с открытым письмом к Генеральному прокурору Республики Казахстан Кайрату Мами и председателю Верховного суда Республики Казахстан Мусабеку Алимбекову с просьбой проанализировать и обобщить практику применения судами взыскания морального вреда со СМИ при рассмотрении гражданских дел. В Обращении было сказано: «Согласно законодательству Республики Казахстан, решение о закрытии средства массовой информации может приниматься только судом или собственником издания. Однако на практике одним из способов уничтожения газет стало чрезмерное применение судами  норм о защите чести и достоинства и компенсации морального вреда. 

Судебное возмещение морального вреда является эффективным средством защиты личных неимущественных прав граждан Казахстана. Нормативное Постановление Верховного суда РК от 21 июня 2001 года «О применении судами законодательства о возмещении морального вреда» предписывает: «при определении размера компенсации судам надлежит исходить из принципов справедливости и достаточности». Судам рекомендуется принимать во внимание как субъективные, так и объективные факторы,  имущественное положение ответчика.

Игнорирование положений этого важного нормативного акта и злоупотребление правом взыскания морального вреда имеет следствием грубое попрание конституционных прав граждан на свободу слова, получения и распространения информации.

Так, в 1998 году судебным решением о защите чести и достоинства и возмещении морального вреда, заведомо превышающим возможности ответчиков, была разорена и закрылась газета «Дат». В 2002 году, удовлетворяя моральные страдания Администрации Президента РК, суд постановил взыскать 50 миллионов тенге с газеты «Assandi Times», что привело к ее банкротству и закрытию. Позже аналогичная судьба постигла газеты «Соз», «Республика.Деловое обозрение», «Тасжарган». В 2010 году только действия истца спасли от разорения газету «Уральская неделя», которую суд обязал выплатить юридическому лицу 20 млн. тенге. Сейчас под угрозой уничтожения находится газета «Взгляд», которую судебное решение по гражданскому спору с частным лицом обязывает выплатить 15 млн. тенге компенсации морального вреда.

Обращаем ваше внимание, что во всех случаях судебные решения о взыскании многомиллионных сумм были заведомо невыполнимы, так как у редакций таких средств не было, о чем судам были представлены доказательства. Таким образом, решения о компенсации морального вреда изначально имели целью уничтожение средств массовой информации и запугивание журналистов. 

Учитывая, что свобода слова является таким же неотъемлемым правом граждан, как честь и достоинство, что закреплено в ст. 20 Конституции Республики Казахстан, просим проанализировать и обобщить практику применения судами взыскания  морального вреда со средств массовой информации и журналистов.».

В марте в ответе Верховного суда РК за подписью председателя надзорной судебной коллегии по гражданским и административным судам А. Ташеновой сообщалось, что такое обобщение было проведено в 2008 году, но с учетом просьбы НПО «проведение обобщения практики применения судами взыскания морального вреда со СМИ и журналистов будет запланировано на второе полугодие т.г.».  Однако до конца года такое обобщение не сделано. Как и ранее, в 2011 году зафиксированы судебные решения, в которых размер  компенсации морального вреда приводил к банкротству СМИ.  

9 декабря по иску  о защите чести, достоинства и деловой репутации супруги председателя агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Казахстана К. Кожамжарова, вице-президента по вопросам внутренней политики Торгово-промышленной палаты Казахстана Салтанат Ахановой суд принял решение взыскать с главного редактора  веб-сайта guljan.org Гульжан Ергалиевой пять миллионов тенге. 

8 декабря  Алматинский районный суд г. Астаны вынес решение по иску экс-депутата Мажилиса Парламента РК Ромина Мадинова к собственникам и сотрудникам газеты «Общественная позиция». Ответчики обязаны опубликовать опровержение сведений, который истец считает  не соответствующими действительности, и выплатить ему солидарно 5 миллионов тенге. Не удовлетворенный решением, 26 декабря Р. Мадинов обратился в апелляционную инстанцию суда г. Астаны с жалобой, в которой просит взыскать с ответчиков солидарно 500 млн. тенге в счет возмещения морального вреда. 

В марте на грани разорения вновь оказалась газета «Уральская неделя (Западный Казахстан). Уральский городской суд вынес решение по иску ТОО «СПП Металлоизделия» к журналисту Замире Космурзиевой и газете «Уральская неделя» обязал ответчиков выплатить ТОО 20 миллионов тенге в возмещение морального вреда. От закрытия газету спасли апрельские изменения в Гражданский кодекс РК, исключившие взыскание компенсации морального вреда юридическими лицами.

Большинство исков предъявлены СМИ и журналистам чиновниками и юридическими лицами с целью защиты своей деловой и служебной репутации, несмотря на то, что журналисты при публикации использовали официальные источники информации.  Суммы, предъявленные ко взысканию, определены произвольно и явно имеют не имеют целью компенсацию реального морального вреда, а выполняют функцию устрашения и мщения.

Символические суммы госпошлины по делам о защите личных неимущественных прав и, как следствие, полная безответственность заявителей порождают большое количество исков с весьма странными требованиями. Так, 27 января начальник межрегиональной инспекции Агентства РК по защите конкуренции по Атырауской и Мангистауской области Нурлан Таубаев направил в редакцию газеты «Ак Жайык» претензию на факты, изложенные в заметке корреспондента Мурата Султангалиева «В Атырау объявлено водяное перемирие до 1 июля» («Ак Жайык», 15.12.2010 г.). Н. Таубаев считает, что корреспондент, назвав департамент Агентства РК по регулированию естественных монополий антимонопольным департаментом, распространил сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию юридического лица.  В марте после публикации в газете «Экспресс К» информации о  заседании дисциплинарного совета в акимате Северо-Казахстанской области (СКО) в редакцию газеты  поступила претензия из акимата Петропавловска. Собкор газеты Елена Чернышова привела в публикации данные о количестве коррупционных правонарушений в области, озвученные  начальником управления по правовой статистике  и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК по СКО Мухтаром Аюповым. Акимат же считает, что журналист в заметке привела недостоверные сведения, и просит  руководство «Экспресс К»  принять меры в отношении недобросовестного работника.  Между тем, Елена Чернышова привела дословную цитату из выступления государственного служащего.

11. Нарушения свободы выражения в Интернете

Интернет в стране продолжает развиваться быстрыми темпами. По сообщению компании   «Казконтент»,  к началу 2011 года каждый четвертый казахстанец являлся пользователем Всемирной паутины. Из них 25% зарегистрированы на сайтах зарубежных социальных сетей (Facebook, Вконтакте, Одноклассники, Twitter и другие), а каждый сороковой — на отечественных. 13% обитателей виртуального пространства в нашей стране смотрят онлайн-телевидение, 11% читают или ведут блоги. Количество доменных имен в Казнете увеличилось на 76% по сравнению с 2008 годом, а число пользователей выросло на 34% по сравнению с 2009 годом и на 87% по сравнению с 2008-м. В то же время, согласно докладу Freedom House «Свобода в сети в 2011 году: глобальная оценка относительно интернета и цифровых СМИ», Казахстан вошел в число 18 стран, где пользование интернетом обозначено как «частично свободное». 

Ряд конфликтов был вызван исполнением принятых 7 сентября 2010 года Правил регистрации доменных имен, согласно которым серверы интернет-ресурсов доменной зоны .kz должны находиться на территории Республики Казахстан. Наиболее громким стал инцидент с поисковой системой  Google.

Ссылаясь на Правила регистрации, Казахский центр сетевой информации (KazNIC - менеджер по поддержке доменного имени верхнего уровня .KZ) предъявил  Google требование разместить казахский домен Google.kz  на серверах, физически расположенных на территории Казахстана. Такое условие  компания сочла неприемлемым. «Если бы мы были вынуждены обрабатывать поисковые запросы на www.google.kz только на локальных серверах, расположенных на территории Казахстана, мы бы содействовали фрагментации интернета … Мы поставлены в сложную ситуацию: попытка возвести границы в Интернете ставит перед нами ряд важных вопросов, касающихся не только эффективности обработки запросов, но и защиты персональных данных и свободы слова», -  объяснил старший вице-президент отдела инфраструктуры поиска компании Google Билл Каран в корпоративном русскоязычном блоге компании. 

Сразу после того, как Google ушел из Казахстана, Казахстанская ассоциация IT-компаний (КАИТК, администратор домена .kz)  пояснила, что новые Правила распространяются только на те домены, которые были зарегистрированы после их введения.  Кроме того, по мнению КАИТК, исполнительные лица казахстанского центра сетевой информации неправильно истолковали понятие истечения срока регистрации, подразумевая под ним, в числе прочего, и процедуру ежегодного внесения платы за продление регистрации и, соответственно, неправильно информировали регистрантов в доменной зоне kz. 15 июня Google восстановила работу домена google.kz.

Весь 2011 года, в отличие от предыдущих, характерен массовой блокировкой и закрытием сайтов, якобы распространяющих информацию экстремистского и террористического содержания. Названия сайтов неизвестны, судебные решения нигде не опубликованы. 

7 июня пресс-служба Генеральной прокуратуры РК сообщила, что в ходе анализа интернет-пространства выявлены и закрыты в судебном порядке 15 иностранных сайтов, содержание которых нарушает запрет на пропаганду и оправдание терроризма и экстремизма. Перечень сайтов нигде не опубликован. 

В октябре 2011 года в судебном порядке на территории Казахстана блокирован доступ к 150 сайтам, на которых обнаружены материалы, содержащие признаки пропаганды терроризма и религиозного экстремизма. 

В августе 2011 года  решением  Сарыаркинского районного суда г. Астаны было приостановлено действие ряда интернет-ресурсов как размещающих материалы, содержащие признаки пропаганды терроризма и религиозного экстремизма, публичных призывов к совершению актов терроризма и изготовлению взрывных устройств. При этом из-за двух блогов  оказался полностью заблокирован LiveJournal. 

15 сентября на пресс-конференции, проводимой в Астане в рамках международной конференции Digital Communications Kazakhstan-2011, министр связи и информации Аскар Жумагалиев заявил о том, что если  LiveJournal исполнит все требования казахстанского законодательства, а именно — удалит противоправный контент из LiveJournal, он не исключает возвращения Живого журнала в казахстанский сегмент Интернета. 4 декабря  доступ к LiveJournal был восстановлен.

(Напомним, с  октября 2007 года по ноябрь 2010 года LiveJournal был также недоступен  для казахстанцев. По официальной версии, доступ к сетевому журналу был перекрыт оператором связи по решению суда, чтобы таким образом прекратить распространение незаконной информации на сайте www.geo.kz. Хотя за год до блокирования ЖЖ КаzNIC (Казахский Центр Сетевой информации) перестал поддерживать домен www.geo.kz и ряд других доменов в зоне KZ из-за нарушения ими Правил распределения доменного пространства казахстанского сегмента сети Интернет. Однако, по мнению экспертов, причиной блокировки был размещенный на этом ресурсе  блог Рахата Алиева - опального экс-зятя президента Нурсултана Назарбаева).

В соответствии с законом об Интернете, принятом в 2009 году, все интернет-ресурсы приравнены к СМИ с соответствующей уголовной, гражданской и административной ответственностью. Под эту категорию подпадают заявления  и жалобы граждан, размещенные на официальных блогах членов правительства.  В результате, например, 14 февраля интернет-пользователь Александр Сынков обратился на блог министра внутренних дел по поводу деятельности охранного агентства ТОО «Барс». По материалам обращения органами внутренних дел на ТОО была проведена комплексная проверка. Следом директор ТОО «Барс» Ануар Шайхден обратился на блог министра  связи и информации А. Жумагалиева с просьбой подтвердить  размещение на блоге МВД вышеуказанного обращения и предоставить данные об электронном, IP  и физическом адресе Александра Сынкова. 14 июня А. Жумагалиев  в своем ответе сообщил, что  данная информация конфиденциальная и не может передаваться третьим лицам. Подчеркнув, что такую информацию имеют право запрашивать правоохранительные органы в рамках возбужденного уголовного дела, министр связи и информации порекомендовал  А. Шайхдену   обратиться в Министерство внутренних дел РК. Позже суд Петропавловска по заявлению директора ТОО «Барс» Ануара Шайхина возбудил  уголовное дело по ст. 129 УК РК «Клевета» в отношении А. Сынкова.

12. Нарушение права на получение общественно важной  информации

Закон Республики Казахстан «О средствах массовой информации» устанавливает срок предоставления информации по запросам редакций СМИ — три дня.  Согласно Кодексу об административных правонарушениях РК, необоснованный отказ либо непредоставление в установленные законодательством сроки запрашиваемой журналистом информации являются правонарушением и влекут наказание в виде штрафа на должностных лиц в размере до пятидесяти месячных расчетных показателей. Тем не менее, отказы в предоставлении информации по-прежнему являются самым распространенным видом нарушений прав журналистов и СМИ.

Наблюдения показывают, что чаще всего запросы редакций на предоставление информации вообще остаются без ответа. Другими разновидностями является:  немотивированный отказ в предоставлении информации, ссылка на отсутствие времени, на отсутствие пресс-секретаря, ссылки на мнимую секретность сведений, отписки. 

Так, в январе корреспондент еженедельника «Карагандинский меридиан» Ольга Светлова отправила запрос в Карагандинский областной департамент Агентства по регулированию естественных монополий. Журналист просила разъяснить, какой комплекс мер разработан данным ведомством по сдерживанию роста цен на коммунальные услуги в 2011 году. Никакого ответа в положенный законом «О средствах массовой информации» срок не поступило. 

30 марта корреспондент павлодарской газеты «Наша жизнь» Сергей Романовский обратился в пресс-службу управления здравоохранения Павлодарской области с просьбой предоставить данные по итогам реализации государственной программы реформирования и развития здравоохранения с 2008 по 2010 год. Несмотря на то, что данная информация является открытой и ведомство по ней уже давно отчиталось перед депутатами областного маслихата, пресс-служба запросила с журналиста письменный запрос и сообщила, что запрашиваемые данные он получит только в том случае, если руководство управления сочтет это необходимым.

7 апреля в атырауской областной общественно-политической газете «Прикаспийская коммуна» вышло сообщение о том, что открылся блог прокурора области. Корреспондент газеты «Ак Жайык» Лев Гузиков обратился к пресс-секретарю прокуратуры Атырауской области Светлане Джумашевой с просьбой предоставить аналогичную информацию для публикации в своей газете. Пресс-секретарь, попросив некоторое время для консультаций с руководством, через некоторое время прислала журналисту SMS: «по блогу прокурора области публикация не разрешается».

28 апреля в акимате Алматы прошло первое заседание политклуба по вопросам взаимодействия политических партий и органов государственной власти. На это заседание журналиста и фотокорреспондента газеты «Общественная позиция» не пустили, несмотря на личное приглашение одного из спикеров, руководителя Алматинского филиала ОСДП «Азат» Амирбека Тогусова. Девушка, представившаяся сотрудницей пресс-службы акимата, заявила, что она послала приглашения только «своим СМИ». При этом сотрудница акимата отказалась представиться и показать свои документы. 

В декабре собственный корреспондент радио «Азаттык» по Алматинской области Алия Ахмедиева готовила к публикации материал по обращению жителей города Талдыкоргана о нарушениях при распределении государственного жилья.  Узнать в жилищно-коммунальном отделе акимата Талдыкоргана, кто стал обладателем госжилья за последнее время, репортеру  радио «Азаттык» не удалось. В этом ведомстве такие сведения назвали секретными и от комментариев отказались. 

Обращения журналистов в суд за защитой права на получение информации по-прежнему единичны и малоэффективны. В частности, в апреле газета «Айна» Карабалыкского района Костанайской области обратилась в специализированный межрайонный экономический суд Костаная с иском к районному Управлению госсанэпиднадзора. Редакция потребовала обязать начальника управления госсанэпиднадзора Е. Даулетбаева предоставить информацию. Дело в том, что ранее журналисты этого издания обратились в Управление с устным запросом, попросив огласить конкретные результаты проверки местных торговых точек. Начальник управления Е. Даулетбаев огласить эти данные отказался, посчитав, что этим он создаст нехорошую репутацию предпринимателям и помешает развитию бизнеса. 26 апреля суд отказал «Айне» в удовлетворении иска, мотивировав тем, что истец пропустил срок исковой давности (редакция сначала обратились в районный суд, было потрачено время) и что запрос газеты не был официально зарегистрирован госорганом. 

На этом фоне прецедентным является решение Верховного суда РК, признавшего отказ в предоставлении газете «Вечерний Талдыкорган» общественно значимой информации  незаконным.

Этот спор длился более года. Весной 2010 года начальник ГУ «Отдел образования города Талдыкорган» Б. Турусбеков под предлогом защиты прав ребенка отказался  предоставить журналисту газеты «Вечерний Талдыкорган» Зауре Жотабаевой список очередников на получение мест в детских садах. Главный редактор газеты «Вечерний Талдыкорган» Елена Бурлуцкая и  Зауре  Жотабаева обратились в Талдыкорганский городской суд за защитой своего профессионального права на получение общественно важной информации. Суд первой инстанции отказал истцам, апелляционная и кассационная инстанции оставили их жалобы без удовлетворения. Журналисты обратились в высшую судебную инстанцию.

В июле 2011 года надзорная коллегия Верховного суда посчитала, что запрашиваемая информация не нарушает права ребенка, а,  напротив,  направлена на защиту социального равенства при распределении мест в детском саду. Верховный суд  отменил все предыдущие решения и постановил: признать незаконными действия должностного лица — начальника ГУ «Отдел образования города Талдыкорган» Тусупбекова Б.К - в непредоставлении информации на запрос журналистов газеты «Вечерний Талдыкорган», обязать чиновника «выдать списки очередников на получение мест в детских садах по состоянию на апрель 2010 года с указанием даты подачи заявления от родителей», а также взыскать в пользу истцов возврат госпошлины. 

Анализ многочисленных фактов нарушения права на получение информации позволяет сделать вывод, что ситуация остается тяжелой по ряду причин, в числе которых: безнаказанность нарушителей, низкая правовая грамотность как чиновников, так и журналистов, инертность последних в отстаивании своих прав, аморфность законодательных норм в этой сфере, отсутствие отдельного закона «О доступе к информации». 

 13. Нарушение права на доступ к информации в электоральный период

В апреле 2011 года в Казахстане прошли досрочные выборы президента, в декабре началась предвыборная кампания по досрочным выборам в Мажилис парламента, которые состоялись в январе 2012 года.

На выборах  в Мажилис парламента в сентябре 2004 года мониторинг фонда «Адил соз» зафиксировал различного рода препятствия в доступе к информации в день выборов. В период выборов президента в декабре  2005 года большинство нарушений относились к периоду предвыборной кампании и касались распространения оппозиционных газет.  Выборы президента 3 апреля 2011 года проходили без реальной альтернативы Н. Назарбаеву, что определило всю предвыборную кампанию и сами выборы. Отсутствовали серьезные конфликты как в процессе предвыборной агитации, так и при ее освещении. 

Особенностью этих выборов в сравнении с предыдущими  стало ограничение доступа к информации с целью создания в общественном мнении позитивной картины жизни страны.  Такие нарушения фиксировались неоднократно. Так, в марте журналисты г. Темиртау обратились в городское управление по чрезвычайным ситуациям, УВД Темиртау и акимат города за информацией по поводу взрыва газового баллона в одном из жилых домов города. Сотрудники этих ведомств давать информацию отказались. Кроме того, по словам ряда  темиртауских журналистов, на следующий день в редакции звонили из городского акимата и попросили не публиковать информацию о случившемся, ссылаясь на то, что «скоро состоятся выборы президента Казахстана, и не стоит поднимать эту тему сейчас». 

В Шымкенте корреспондент молодежной редакции телеканала «Отырар» Динара Бекболаева, чтобы получить точные данные о количестве молодых людей, которые не могут трудоустроиться, позвонила в управление занятости и социальных программ города. Начальник управления Любовь Макашева заявила, чтобы с такими вопросами ее не беспокоили до досрочных выборов президента Казахстана. 

      В Павлодаре редакция новостей телеканала «Ирбис» обратилась к начальнику отдела предпринимательства акимата города Павлодара Серику Базарбаеву с запросом  по поводу роста цен на привезенную из южных регионов плодоовощную продукцию. Чиновник отказался разъяснить вопрос до президентских выборов. 

В Костанае корреспондент еженедельника «Наша Газета» Юлия Андрусенко
обратилась по телефону в Аулиекольский РОВД по поводу ДТП, произошедшего на трассе Костанай - Аулиеколь. Сотрудник РОВД отказал в представлении
информации, сказав: «На период выборов какую бы то ни было информацию мне предоставлять запретили. Хотите - приезжайте. Если мы признаем вас защитником интересов одной из сторон, то что-то и скажем».

Вместо практиковавшихся в прошлые выборы арестов и конфискации тиражей оппозиционных изданий в нынешний электоральный период ограничение доступа населения к альтернативной информации осуществлялось путем скупки тиражей. Так, в редакцию газеты «Голос республики» обратились читатели из Петропавловска (Северо-Казахстанская область). Они не смогли найти в продаже свежий номер издания — газета не поступила в киоски и к реализаторам. На вопрос редакции руководитель ТОО «КазПресс» в Петропавловске Евгений Чернобай сообщил, что 11 марта к ним пришел сотрудник департамента внутренней политики городского акимата и выкупил полностью тираж газеты. При этом чиновник заявил, что так будет продолжаться до апреля. Аналогичная ситуация в регионе сложилась и с газетой «Взгляд». Распространением этого издания в Петропавловске занимаются два частных лица. К ним тоже пришли сотрудники внутренней политики городского акимата и выкупили весь тираж.

В предвыборную кампанию по выборам президента страны официально отмечены только нарушения сроков предвыборной агитации.  Согласно закону «О выборах», официальная предвыборная кампания должна была продолжаться с 16 декабря 2011 года по 13 января 2012 года. За преждевременную публикацию материалов, в которых содержались элементы агитации, Геннеральная прокуратура РК вынесла предупреждения газетам «Общественная позиция», «Литер, «Вечерняя Астана», телеканалам «КЬК» и «СТВ», интернет-ресурсу  www.onlinepetition.ru, а также авторам и героям этих публикаций Ертысбаеву Е.К., Нарикбаеву М.С., Куанышалину Ж., Туякбай Ж.А. и Абилову Б.М.

         14. Нарушение принципа свободного распространения СМИ

По сравнению с 2010 годом фактов нарушений свободного распространения СМИ зафиксировано гораздо меньше. Однако практика принудительной подписки населения на государственные газеты и ограничение распространения оппозиционных СМИ продолжалась.  

В учреждениях образования Шемонаихинского района Восточно-Казахстанской области учителей обязали подписаться на газеты «Рудный Алтай» и «Казахстанская правда».

Аким поселка Затобольск Костанайского района Костанайской области Фрунзик Аракелян письменно рекомендовал частным предпринимателям организовать подписку на «Костанайские новости» и «Костанай-Агро»среди сотрудников своих предприятий, а также предоставить ксерокопии квитанций об оплате подписки «для дальнейшей отчетности перед акимом района». Когда инцидентом заинтересовались журналисты, Ф. Аракелян сообщил, что никаких рекомендаций ни ему районный аким, ни он предпринимателям не давал, а квитанции собирает для того, чтобы проверять работу «Казпочты». 

В январе был конфискован основной тираж газеты «Голос республики» с рекламой телеканала «К+». Как и в два предыдущих года, эта газета не могла заключить договор на тиражирование в типографиях Казахстана. С 9 сентября «Голос республики» начал тиражироваться в типографиях России и доставляться на самолетах.  С 23 сентября таможенная служба Алматинского аэропорта стала досматривать каждый номер, так как Комитет национальной безопасности распорядился проверять все печатные издания, поступающие в страну грузовыми самолетами.  

24 октября в Жанаозене (Мангистауская область)  дорожные полицейские  задержали автомашину, в которой находились 200 экземпляров издания газеты «Голос республики» Они были закуплены коалицией «Народный фронт Казахстана» для  того, чтобы бесплатно раздать их бастующим нефтяникам. Сотрудник отдела по борьбе с экстремизмом пояснил, что «газета, возможно, содержит материалы экстремистского характера» и будет направлена на экспертизу. Полицейские изъяли все газеты и задержали  водителя автомашины.  

         15. Препятствия в регистрации СМИ  

Регистрации в министерстве связи и информации подлежат все печатные СМИ и информавционные агентства. Правила регистрации и перерегистрации СМИ жестко регламентированы законом «О средствах массовой информации и содержат много избыточных условий, что является препятствием для расширения медийного пространства страны. За издание газет и журналов с нарушением правил регистрации предусмотрены административные санкции в виде штрафов и конфискации продукции СМИ. Переучет должен проводиться в случаях смены собственника либо изменения организационно-правовой формы, наименования, а также названия периодического печатного издания и (или) информационного агентства, языка издания либо материалов и сообщений, территории распространения, основной тематической направленности и периодичности выпуска, нарушение этих условий также влечет наказания от штрафа до приостановления СМИ.

В соответствии с этими условиями в мае «Молодежная газета» (г. Жезказган Карагандинской обл.)  получила письмо из управления внутренней политики Карагандинской области, в котором говорится, что «большая часть контента печатного издания «Молодежная газета» (…) не соответствует тематике, закрепленной в свидетельстве о постановке на учет СМИ». Если выпуск издания не будет приведен в соответствие с данными, указанными в свидетельстве, управление внутренней политики будет вправе обратиться в суд с протоколом об административном правонарушении по п. 4 ст. 342 КоАП РК. Главный редактор газеты Берик Жагипаров считает, что публикации в газете напрямую связаны с тематикой, заявленной в свидетельстве о постановке на учет СМИ — пропагандой здорового образа жизни.

В ноябре бывший главный редактор газеты «Закон и правосудие» Токберген Абиев, вышедший в мае на свободу после трехлетнего заключения, подал документы в Министерство связи и информации РК на регистрацию двух новых газет - «Коррупционер должен сидеть в тюрьме» и «Альянс Казахстанских СМИ «Закон и правосудие»». 

На оба обращения Т. Абиев получил одинаковые ответы за подписью зам.председателя Комитета информации и архивов министерства Б. Арпабаева. Чиновник сообщил об отказе в регистрации на том основании, что... газеты с таким названием уже существуют. Фонд «Адил соз» в связи с этим отмечает, что ссылка на существование газет с заявленными названиями является в последние годы самой распространенной причиной отказа в регистрации новых СМИ. Проверить истинность утверждений чиновников журналистам невозможно, так как реестр всех зарегистрированных СМИ на сайте Министерства связи и информации, несмотря на все обещания, так и не выставлен.

Процедура регистрации и перерегистрации является простой, что не мешает использовать ее для издания газет оппозиционной направленности. Так, с 2009 года не решена проблема перерегистрации газеты «Моя Республика — факты, события, люди» с еженедельной на ежедневную. Собственник газеты - ТОО «АДП Лтд»  шесть раз подавал в Министерство культуры и информации, а затем в Министерство связи и информации полный пакет документов на перерегистрацию издания. Дважды эти документы были потеряны ответственными сотрудниками Министерства, что признано ими в суде. 17.02.2010 г. экономический суд Астаны признал незаконным бездействие Комитета информации и архивов МКИ РК, не производящего в установленном порядке переучет газеты «Моя Республика – факты, события, люди», признано незаконным. Суд обязал комитет информации и архивов Министерства информации и культуры «устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и охраняемых законом интересов ТОО «АДП Лтд» и в установленном законом порядке рассмотреть заявление ТОО «АДП Лтд» о переучете газеты «Моя республика». В мае 2010 г. по протесту прокурора г. Астаны апелляционная коллегия суда г. Астаны отменила решение суда первой инстанции в части, обязывающей Министерство культуры и информации принять меры к соблюдению прав собственника газеты «Моя республика».

С тех пор собственник газеты дважды подавал документы на перерегистрацию издания культуры и информации — в Министерство связи и информации. Однако ситуация не меняется: министерство в перерегистрации издания не отказывает, но и не производит ее. В феврале Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз», изучив ситуацию, связанную с перерегистрацией газеты «Моя Республика — факты, события, люди», направил Генеральному прокурору Кайрату Мами письмо. Фонд просит генпрокурора взять под персональный контроль ситуацию, «связанную с грубым нарушением конституционного права граждан на свободное получение и распространение информации и норм закона РК «О средствах массовой информации». Ответа из прокуратуры не последовало.

        16. Принудительное приостановление и закрытие СМИ

В августе началась и в октябре успешно завершилась кампания по приостановлению деятельности двух продакшн-студий, которые обеспечивали сюжетами о событиях в Казахстане видеопортал «Stan» и спутниковый телеканал «К+», вещающий на Центральную Азию из Европы и, по слухам, являющийся собственностью казахстанских политических эмигрантов.

19 августа в офисы ТОО «Производственная студия Стан Продакшн» и ТОО «Намыстан», расположенные, кстати, в разных концах Алматы,  прибыли проверяющие сразу трех организаций — госсанэпиднадзора, Государственного архитектурно-строительного контроля и по чрезвычайным ситуациям. Поводом для внеплановой проверки стали стали жалобы жильцов домов, в которых продакшн-студии арендуют офисы, на плохое самочувствие, причиной чего они назвали в заявлениях  приемные спутниковые тарелки. (Позже жильцы сообщили журналистам, что написать жалобы им предложили полицейские, посетившие квартиры). Собственником приемно-передающего оборудования является провайдер - компания АСТЕЛ, с которым оба ТОО работали по договору. АСТЕЛ официально подтвердил, что мощность передатчика  менее 1 Вт,  а по существующим нормам размещение секторных антенн радиодоступа с излучаемой мощностью не более  2 Вт  не ограничивается и санитарный паспорт на такие РЭС не выдается. Тем не менее, сантарно-эпидемиологические службы Бостандыкского и Алмалинского районов Алматы подали иски в суд, требуя приостановить деятельность компаний и демонтировать оборудование. 

15 сентября  специализированный  межрайонный экономический суд Алматы вынес решение по иску СЭС Бостандыкского района к ТОО «Намыстан»: приостановить эксплуатацию приемо-передающего устройства видеопортала «СТАН» до устранения нарушений. Следом с иском выступил Департамент по чрезвычайным ситуациям (ДЧС) г. Алматы, требуя приостановления деятельности ТОО «Намыстан» уже на основании выявленных нарушений правил противопожарной безопасности, одно из которых — офис редакции не имеет отдельного входа, а использует вход в подъезд жилого дома. ТОО «Намыстан» устранило все отмеченные нарушения, кроме этого, так как организация арендует квартиру под офис и не имеет права на реконструкцию помещения. 23 сентября решением суда деятельность «Намыстан» была приостановлена. 

По отношению к   «Стан Продакшн» санитарная служба Алмалинского района дополнила исковые заявления и потребовала приостановить  его деятельность   на основании выявленных нарушений Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», а именно: 

работники студии допущены к  работе без предварительного и периодического медосмотров;

не представлены результаты лабораторных исследований (шум, освещенность, микроклимат и ЭМП; не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение органов Горсанэпиднадзора. После устранения нарушений истцы обратились с ходатайством о повторной проверке. 16 сентября повторная проверка СЭС показала, что температура в офисе на момент измерения составляла +27 градусов при норме +25, магнитное излучение от работающей аппаратуры также превышает предельно допустимый уровень (ПДУ). По словам сотрудников «Стан Продакшн»,  при проведении проверки санврачи тщательно закрывали приборы, чтобы представители ТОО не могли видеть показания. На просьбу показать замеры, специалисты СЭС ответили, что пока записывать и показывать нельзя, якобы позже все предоставят.  Руководство ТОО «Стан Продакшн» пригласило независимого специалиста-санэпидемиолога, который обследовал офис и убедился, что напряженность электромагнитного поля не превышает ПДУ. Акт независимой проверки был представлен суду. Несмотря на это, 27 сентября суд вынес решение: приостановить эксплуатацию студии и приемно-передающего оборудования.

Руководство и творческий коллектив видеопортала считают, что приостановление деятельности видеопортала  Stan.kz на самом деле вызвано желанием власти закрыть источник информации, который системно освещает  проблемные аспекты жизни страны.  

        17. Выводы и рекомендации

Год, последовавший на председательством Казахстана в ОБСЕ, обнажил зреющие в обществе проблемы. Акты терроризма, появление экстремистских группировок религиозного направления, трудовые конфликты и вооруженное столкновение привели к ужесточению внутренней политики, что в полной мере отразилось на ситуации со свободой слова.  

Приняты новые репрессивные законы, увеличилось количество уголовных обвинений журналистов, усилилось давление на оппозиционные СМИ, ни одно нападение на журналистов не рассматривалось через призму их профессиональной деятельности. Таким образом, продолжилась многолетняя тенденция 

Для усиления гарантий обеспечения конституционного права на свободу слова и реального приближения ситуация со свободой слова в Казахстане к  международным стандартам, сформулированным в ратифицированных Казахстаном Международном пакте о гражданских и политических правах и ряде других документов, представляется необходимым в качестве первоочередных мер:

В сфере законодательства:

1. В соответствии с принятыми Казахстаном в 2010 году рекомендациями Совета ООН декриминализировать клевету и оскорбление;

     2. В соответствии с Национальным планом действий в области прав человека в Республике Казахстан на 2009 – 2012 годы законодательно установить сроки исковой давности по делам о защите чести и достоинства; 

       3. В соответствии с Законом РК «О средствах массовой информации», согласно которому СМИ может быть закрыто только по решению собственника или суда, регламентировать суммы компенсации морального вреда в судебных спорах  о защите личных неимущественных прав с тем, чтобы исключить возможность разорения и закрытия СМИ в результате взыскания сумм, превышающих возможности СМИ; 

4. Ограничить судебное приостановление и закрытие СМИ только исключительными случаями, предусмотренными Конституцией. Внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях, приведя административные наказания за процедурные нарушения законодательства в соответствие с тяжестью нарушения. Исключить арест и конфискацию тиража и приостановление деятельности средства массовой информации в качестве наказания за процедурные нарушения как противоречащие международным стандартам и Конституции Казахстана.

5. Продолжить работу по совершенствованию законопроекта «О доступе к информации». Вопросы, касающиеся распространения общественной информации, должны быть детально расписаны в законодательстве. Информация, имеющая общественное значение, не должна быть засекречена. Законодательные ограничения на получение и распространение информации личного и коммерческого характера должны быть уменьшены в соответствии с принципом преобладания общественного интереса. 

6.  Внести изменения в закон «О телерадиовещании», усилив функции и независимость Комиссии по развитию телерадиовещания, упростив процедуры регистрации иностранных СМИ и обеспечив прозрачность конкурсов на включение телеканалов в пакеты обязательного и свободного доступа.

        В сфере правоприменительной практики: 

 1. Расследовать все случаи задержания и нападения на журналистов с учетом их профессиональной деятельности;

  2. Строго соблюдать право журналистов на получение и распространение информации, право посещать государственные органы, организации всех форм собственности и быть принятым их должностными лицами в связи с осуществлением своих служебных обязанностей, присутствовать по предъявлению удостоверения журналиста в районе стихийных бедствий, на митингах и демонстрациях, а также при иных формах выражения общественных, групповых и личных интересов и протеста;

3. обеспечить беспрепятственное распространение СМИ;

4. обеспечить доступ населения к реестру зарегистрированных СМИ;

5. Использовать весь потенциал государственных полномочий для защиты законных профессиональных прав журналистов и средств массовой информации во всех случаях их нарушения.

Тамара Калеева,

президент Международного фонда 

защиты свободы слова «Адил соз»

Позитивной является поправка в Гражданский кодекс от апреля 2011 года, согласно которой юридические лица лишены права подавать иски о компенсации морального вреда. В то же время разработанный правительством проект закона «О телерадиовещании» ставит под угрозу существование многих региональных телеканалов и ужесточает процедуру регистрации новых СМИ. Уменьшилось число реально независимых СМИ. Оппозиционные издания по-прежнему подвергаются судебному и административному преследованию. В мае 2011 года после 3-летнего заключения вышел на свободу главный редактор газеты «Закон и правосудие» Токберген Абиев. Продолжает оставаться в заключении главный редактор газеты «Алма-Ата ИНФО» Рамазан Есергепов.

Количество уголовных преследований журналистов не уменьшается. При значительном уменьшении числа гражданских исков общая сумма предъявленных к взысканию сумм остается на прежнем уровне.

28 декабря 2011 года парламент принял новый закон «О телерадиовещании», который значительно ограничивает присутствие в Казахстане иностранных телекомпаний. 

Осенью 2011 года принят новый закон «О религии», который ужесточает отношение к нетрадиционным для Казахстана конфессиям и ограничивает права верующих. Создано государственное Агентство по делам религий, которое должно контролировать деятельность всех религиозных объединений. В стране существует более сотни религиозных объединений. Однако в прессе развернута кампания дискредитации «деструктивных сект», к числу которых отнесены представители христианских, индуистских и мусульманских направлений, существующих во всем мире. Позитивно освещаются только действия православной церкви и Духовного управления мусульман Казахстана.

В результате этого и ряда других факторов 

Все чрезвычайные события  освещаются в СМИ Казахстана предвзято, только с позиции официальной власти. Так,  нефтяники весь период мирной забастовки характеризовались в прессе как ленивые и малограмотные люди, при этом в район забастовки никто из представителей СМИ, кроме оппозиционных, не выезжал.  У журналистов отсутствуют достаточные знания и профессиональные навыки для цивилизованного освещения проблем с мирными собраниями, трудовыми,  политическими и религиозными конфликтами.  Особенно остро эта проблема стоит в местной прессе в тех регионах, где эти конфликты происходят. В результате тревожная ситуация только усугубляется. 

Начну с приятного: узников свободы слова в Казахстане в этом году не прибавилось. Осужденный недавно за клевету  главный редактор газеты «Адилет» Куанышбек Ботабеков приговорен к полутора годам лишения свободы условно, корреспондент сайта guljan.org Валерий Сурганов по такому же обвинению по ст. 129 ч. 3  приговорен только к полутора годам ограничения свободы. Более того, отсидев в колонии ровно три года по обвинению в даче взятки, летом вышел на свободу бывший главный редактор газеты «Закон и правосудие» Токберген Абиев. Можно надеяться, что в январе 2012 года, когда на свободу после 3-летнего заключения выйдет главный редактор газеты «Алма-Ата Инфо» Рамазан Есергепов, мы сможем снова говорить, как говорили до 2006 года, что в нашей стране ни один журналист не лишен свободы за свою профессиональную деятельность. 

Выйдя на свободу, Токберген Абиев пытался начать издание новой газеты. Для этого он, как положено, подавал документы в Министерство связи и информации. Но какое бы новое СМИ он ни задумал, всякий раз оказывалось, что газета с таким названием в Казахстане уже существует, и по этой причине ему каждый раз отказывают. Осенью г-н Абиев подал документы на регистрацию двух новых газет с такими названиями, обратите внимание, — «Коррупционер должен сидеть в тюрьме» и «Альянс Казахстанских СМИ «Закон и правосудие»». На оба обращения Т. Абиев получил одинаковые ответы за подписью зам. председателя Комитета информации и архивов министерства Б. Арпабаева. Сей государственный муж сообщал об отказе в регистрации на том основании, что... газеты с таким названием уже существуют! Проверить истинность утверждений чиновника невозможно, так как реестр всех зарегистрированных СМИ, хоть и не секретный документ, но нигде не опубликован, Министерство связи и информации, несмотря на все обещания, на свой сайт так его и не выставляет. Ссылка на существование газет с заявленными названиями является в последние годы самой распространенной причиной отказа в регистрации новых СМИ.

Большой вопрос, сможет ли ограниченный в свободе, но не лишенный ее Валерий Сурганов продолжить работу в интернет-газете guljan.org. Дело в том, что этому интернет-ресурсу, открытому только в мае нынешнего года, предъявлен иск о защите чести и достоинства и требование компенсации морального вреда на два с половиной миллиарда тенге, в долларовом эквиваленте около 180 миллионов. Не знаю, где как, а у нас давно повелось, что честь и достоинство их обладатели оценивают в прямой зависимости от своей должности и общественного статуса. В данном случае в миллиарды и миллионы оценивает свои морально-нравственные страдания супруга главы финансовой полиции республики. Как оценит их суд, узнаем уже скоро. 

В целом же у нас в этом году гражданских исков меньше, чем в прошлом, около 80. Не думаю, что причины такого уменьшения исключительно положительные, то есть законы стали либеральнее, журналисты грамотнее, а чиновники толерантнее. Одна из новых причин – чиновники гнушаются судиться со СМИ, считая их простыми наймитами своих противников. Приведу дословно, чтобы меня не обвинили в использовании грубой лексики, цитату из интервью бывшего председателя КНБ, а ныне советника президента Амангельды Шабдарбаева по поводу критического материала в газете «Время»: «Я не собираюсь с этой шушерой судиться. Это ниже моего достоинства. Я просто буду их посылать со своей колокольни: пошли они все на хрен!» (http://www.guljan.org/ru/news/interview/2011/November/869).

Недавно в приватной беседе главный редактор одной из самых тиражных частных газет рассказал мне, почему у них стало мало исков: «Мы получаем досудебную претензию и начинаем копать. Потом я встречаюсь с этим обидчивым товарищем и говорю ему: «Дорогой, ты не белый и пушистый, у тебя вот такие и такие грешки за спиной. И мы можем все их вытащить на свет божий, если будешь с нами судиться». Как правило, помогает. Если нет, мы начинаем публикации, одну, вторую, и он все равно сдается, отзывает иск». Такая медиация, думаю, процветает в любой стране с высоким уровнем коррупции. А неделю назад самораспустившиеся депутаты спешно забирали свои пожитки из служебных кабинетов и грузили их в машины, потому что президент дал им на сборы два дня. Журналисты не отказали себе в удовольствии заснять этот  процесс, чем депутатам совсем не польстили. Так тем, кто пытался запретить фото- и видеосъемку, те же журналисты объясняли: «вы публичное лицо, находитесь в публичном месте и не вправе запрещать». Я им говорю: «Ребята, наш закон этого не содержит, у нас право на изображение безоговорочное». А они смеются: «Так депутаты же этого не знают, они безграмотные». Такая практика все больше и больше заменяет право, такие вот итоги 20-летней демократии по-казахстански.

Если в целом, председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 году не привело к повышению уровня свободы слова в стране. Количество уголовных преследований журналистов не уменьшается. При значительном уменьшении числа гражданских исков общая сумма предъявленных к взысканию сумм остается на прежнем уровне. После больших имиджевых мероприятий на международной арене власть в 2011 году озаботилась укреплением режима внутри страны. В апреле прошли досрочные выборы президента, в которых все кандидаты, кроме Н. Назарбаева, не имели никаких реальных шансов одержать победу. В ноябре депутаты нижней палаты парламента устыдились неэффективности своей работы и решили в очередной раз «самораспуститься». Президент внял просьбе народных избранников, мажилис распустил и назначил  очередные выборы на 15 января. 

Теперь у нас ближайшие два месяца главный и единственный законодатель – Сенат, верхняя палата парламента.  Скорее всего, Сенат будет принимать два новых, принципиально важных для общества и для журналистов закона – «О национальной безопасности» и «О телерадиовещании». 

Проект закона «О национальной безопасности» появился на свет недавно, в связи с первыми экстремистскими группировками на западе и террористическими акциями на юге Казахстана. Нормы, заложенные в этом проекте, вызывают не просто тревогу, а изумление, насколько далеки даже не от норм права, а от правовой терминологии его авторы. Так, согласно п. 1 ст. 23, информационная безопасность «обеспечивается решениями и действиями государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, направленными на... 6) недопущение негативного информационного воздействия на общественное и индивидуальное сознание, снижение и предотвращение его последствий». Думаю, в этой аудитории не стоит объяснять, что любая критическая,  как и чрезмерно позитивная публикация вызывает негативное воздействие. Как мыслят нейтрализовать это негативное воздействие авторы будущего закона, вбросом альтернативной информации или запретом критической? Какие последствия может иметь реализация пункта 6 этой же статьи, где запрещается «распространение на территории Республики Казахстан печатной продукции и продукции иностранного средства массовой информации, содержание которых подрывает национальную безопасность»? Если эти предложения станут нормой закона, казахстанцы останутся не только без иностранных газет и телевидения, но и без интернета в целом. 

Но если с законопроектом «О национальной безопасности» общественность познакомилась сравнительно недавно, то над проектом закона «О телерадиовещании» мы бьемся целый год. Здесь нужно сказать большое спасибо офису представителя ОБСЕ по свободе выражения и особенно господину Рихтеру, который дважды делал анализ этого документа и приезжал в Астану на его обсуждение. Упорно настаивали на приведение законопроекта в соответствие с демократическими принципами свободы слова казахстанские НПО и телекомпании. Законопроект прошел горнило правительственной шлифовки и поступил в мажилис накануне его роспуска. Все очевидные нелепости и правовые казусы из него вычищены. Что же мы имеем в итоге? Возможностей для создания общественного телевидения – никаких. Общественный контроль - номинальный и формальный. Проект устанавливает

государственную монополию на регулирование деятельности радио и

телевидения. В сочетании с другими действующими нормативными правовыми актами в сфере деятельности средств массовой информации он предусматривает тотальный контроль государства за всеми аспектами распространения информации через систему телерадиовещания. Законопроект «О телерадиовещании» ограничивает право граждан на беспрепятственное получение информации независимо от государственных границ, создает предпосылки для сокращения источников информации и уменьшения отечественного медиарынка. Это выражается: в отношении отечественных теле-, радиоканалов цифрового эфирного вещания - в отсутствии

полных гарантий включения действующих теле-, радиоканалов в пакеты

свободного доступа и ужесточении условий регистрации новых теле-,

радиоканалов; в отношении кабельного телевидения - в ужесточении условий регистрации иностранных телекомпаний; в отношении индивидуального спутникового приема — в требованиях сертификации приемного оборудования только в соответствии с национальными стандартами и в административных ограничениях его размещения.

Мы, коалиция журналистских НПО, предлагали и предлагаем проект закона Республики Казахстан «О телерадиовещании» концептуально переработать в соответствии с признаваемыми Казахстаном и закрепленными в Конституции страны принципами свободы слова и творчества, беспрепятственного получения и распространения информации независимо от государственных границ, политического и идеологического многообразия. Однако шансов на то, что наши предложения услышат, и при Мажилисе были равны нулю, и при рассмотрении документа в Сенате они вряд ли увеличатся.

В 2010 году мы констатировали, что закон об Интернете, принятый в 2009 году и вызвавший большие нарекания, практически не работает. В этом году ситуация изменилась. Теперь мы регулярно слышим сообщения на различных брифингах, что за отчетный период заблокировано столько-то сотен сайтов. Например, 20 октября на брифинге в Астане официальный представитель Генеральной  прокуратуры Нурдаулет Суиндиков сообщил, что надзорным органом  во взаимодействии с другими структурами выявлено более 400 интернет-сайтов, содержащих материалы с призывом к экстремизму, а также оправдывающих совершение террористических актов. По заявлениям прокурора Астаны и министерства связи и информации районными судами столицы вынесены решения о признании незаконными и о прекращении распространения на территории Казахстана  151 интернет-ресурса. Г-н Суиндиков подчеркнул, что в данное время на рассмотрении судов находится 14 заявлений прокуратуры в отношении 215 сайтов и одно заявление министерства связи в отношении 11 сайтов. Готовятся иски еще более чем по 100 сайтам.

Конечно, мы, как и все нормальные люди, против пропаганды терроризма, экстремизма, распространения порнографии и прочих преступлений. Но вот уверенности в том, что заблокированы именно преступные интернет-ресурсы, нет. Блокировка ведется в упрощенном судебном порядке, информации о них  практически нет. Нам предлагают верить априори. В июле, например, в очередной раз заблокирован Livejournal. Нам говорят, что на каких-то ветках этого огромного дерева содержались вредоносные для Казахстана лепестки. Российское руководство этого интернет-ресурса отрицает, что казахстанские борцы за законность обращались к ним с требованием удалить это содержимое, наши настаивают, что да, обращались, а россияне проигнорировали эти требования. Как бы то ни было, тысячи законопослушных казахстанцев, имеющих на этом портале свои странички, ущемлены в праве на получение и распространение информации, но ни прокуратура, ни министерство связи и информации, судя по их бездействию, не считают это серьезным нарушением.

В строгом соответствии со всеми процедурными нормами и законами была парализована в этом году деятельность товарищества с ограниченной ответственностью «Stаn Рroduction». Это не оппозиционная телекомпания, таких в Казахстане давно нет, и даже не телекомпания, а продакшн-студия, которая делала сюжеты о разнообразных сторонах жизни страны и распространяла их по контрактам среди частных зарубежных компаний. Больше всего сюжетов транслировалось по спутниковому каналу К+, вещающему из-за границы на Центральную Азию, поэтому  отечественные телеканалы дел со Стан.ТВ предпочитают не иметь. Так вот, в августе санитарно-эпидемиологическая служба провела внеплановую проверку приемо-передающего оборудования и офиса «Stаn Рroduction». Такие внеплановые проверки, говоря медицинским языком, по оперативным показаниям позволяет делать закон о СМИ.  Поводом стали жалобы жильцов дома, в котором студия арендует офис, на плохое самочувствие, причиной чего они назвали в заявлениях  приемные спутниковые тарелки. Правда, позже те же самые заявители сообщили журналистам, что написать жалобы им предложили полицейские, посетившие квартиры, но это уже ничего не  изменило, машина завертелась. Проверяющие пришли к выводу, что электромагнитное излучение приемо-передающего оборудования не соответствует санитарным нормам. Правда, документов, подкрепляющих это утверждение, представители санэпидстанции не предъявили ни ответчикам, ни судьям, а компания-провайдер, которой это оборудование принадлежит, продемонстрировала на суде все сертификаты и замеры, удостоверяющие, что с их тарелками все в порядке. Но санитарные врачи подошли к проверке очень добросовестно, подняли  Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» и обнаружили в придачу, что в офисе студии летом было не 25 градусов, как положено, а 27, что компьютеры стоят на расстоянии не шести, а пяти метров друг от друга, а руководство студии не имеет справок о состоянии здоровья журналистов и санитарно-эпидемиологического заключения от органов санэпиднадзора. В результате суд приостановил деятельность ТОО «С«Stаn Рroduction». Журналисты, правда, пытались по-прежнему ездить в Западный Казахстан и единственные среди всех телевизионщиков страны снимать многомесячную забастовку нефтяников. Но 26 октября на журналистов «Стана» Оркена Бисенова и Асана Амилова в Актау напали неизвестные. Тележурналистов у нас часто бьют, чтобы не снимали то, что не нужно, но стрелять в них еще не стреляли. А здесь их среди бела дня избили бейсбольной битой и обстреляли их пневматического оружия, серьезно ранив, Оркена в руку и спину, Асана в голову и ногу. Полиция Мангистауской области сообщила, что установила виновных, но арестовать их не смогла, так как они уже сбежали. Теперь журналисты «Стана» к бастующим нефтяникам не ездят, пока руководство закрытой студии не решит, как гарантировать их безопасность. 

Очень хочется закончить на оптимистичной ноте, и основания для этого тоже есть. В прошлом году Казахстан принять рекомендации Комитета ООН по правам человека в части декриминализации клеветы и оскорбления к 2014 году.  После этого началась работа по переводу этих деяний в разряд административных правонарушений, что мы считали и считаем правовым нонсенсом. Так вот, весной нынешнего года в интервью «Вашингтон пост» президент Казахстана однозначно высказался за перевод  клеветы и оскорбления в разряд гражданских споров. Так что через пару лет мы можем рапортовать о серьезном прорыве в сфере демократизации медийного законодательства. Правда, если закон «О национальной безопасности» будет серьезно отличаться от его нынешнего проекта.

В 2010 году Казахстан принял рекомендации Совета ООН по правам человека в части декриминализации клеветы до 2014 года. Президент Казахстана в интервью газете «Вашингтон пост» 1 апреля 2011 года подтвердил серьезность этих намерений, сообщив: «Мы, например, делаем клевету фактом не уголовной, а гражданской ответственности, чтобы способствовать свободе выражения мнений и привести ситуацию у нас в соответствие с лучшей международной практикой». Однако в концепции новой редакции Уголовного кодекса РК, обсуждение которой прошло в минувшую пятницу, уже сообщается: «Свобода слова, борьба с преступностью и иные внешне общественно полезные действия не должны быть инструментами незаконного вторжения в частную жизнь граждан, посягательств на его честь и достоинство. С указанных позиций была бы преждевременной декриминализация состава клеветы и оскорбления, которые в настоящее время имеют сильную превентивную составляющую». 

Так, уже несколько лет лишена возможности печататься в типографиях страны газета «Республика. Деловое обозрение». Несколько лет не может пройти перерегистрацию газета «Голос республики», потому что министерство связи и информации заявило о том, что потеряло документы этого издания, а суд по инициативе прокуратуры обязал собственника газеты самостоятельно восстановить утерянные министерством документы.

 Закон 2009 года, регулирующий доступ к Интернету, ввел упрощенную судебную процедуру закрытия интернет-ресурсов с противоправным контентом. На основании этого закона широко осуществляется блокировка доступа с территории Казахстана к популярным сайтам. В 2011 году был блокирован доступ более чем в 1500 интернет-сайтов. В декабре 2011 года в период вооруженного конфликта бастующих нефтяников и власти в  г. Жанаозень (Западный Казахстан) были заблокированы на территории Казахстана интернет-сайты большинства казахстанских информационных агентств и популярных иностранных интернет-ресурсов youtube, twitter и др.

Январь, 14

«Голос Республики» (г. Алматы)

14 января редакция газеты «Голос Республики» провела пресс-конференцию по поводу необоснованного ареста части тиража издания в ночь с 13 на 14 января сотрудниками полиции и людьми «в штатском».  Причины изъятия названы не были. 

Редактор по финансам газеты Сергей Зелепухин связывает произошедшее с размещением вкладки «Скажи свое «нет» референдуму!» в последнем номере газеты. Эта вкладка представляет собой обращение представителей гражданского общества Казахстана к государствам – участникам ОБСЕ, правозащитным и неправительственным организациям, казахстанским и зарубежным СМИ, а также ко всем гражданам Казахстана, чтобы они сказали свое «нет» референдуму. 

По мнению юриста газеты Сергея Уткина,  полиция допустила незаконные действия в отношении Сергея Зелепухина и распространителя газеты «Голос Республики», продержав их до утра в полицейском участке. При этом было заявлено, что они «подозреваются» в совершении преступлений. С них взяли подписку об обязательстве явиться в полицейский участок по первому требованию следователя, что, по словам юриста, правомочно «только в том случае, если бы на них были заведены уголовные дела».

Ноябрь, 09 

Ольга Витукевич, Дмитрий Ройз,  телеканал «7»  (г. Петропавловск)

Директор Петропавловского ботанического сада  Равиль Рязапов в интервью съемочной группе телеканала «7» Ольге Витукевич и Дмитрию Ройзу сообщил, что акимат Петропавловска хочет приватизировать ботанический сад и с 1 декабря  передать его вновь созданному ТОО.  По словам Равиля Рязапова, после выхода сюжета в эфир начальник городского отдела образования Акжунус Мусурман потребовала у него  письменного объяснения, почему тот, будучи директором государственного предприятия,  без санкции сверху  встречался с журналистами.  

Январь, 26

ТК «Ирбис» (г. Павлодар)

26 января редакция службы новостей ТК «Ирбис» направила запрос на имя начальника Департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (ДБЭКП) по Павлодарской области Манаса Сабаншиева с просьбой дать информацию о проведенных накануне задержаниях  ряда сотрудников департамента казначейства по обвинению в хищении бюджетных средств. До конца месяца ДБЭКП на запрос телекомпании никакого ответа не прислал.

Январь, 25

Дилара Аронова, «Наша Газета» (г. Костанай)

20 января корреспондент еженедельника «Наша Газета» Дилара Аронова отправила запрос начальнику ДВД Костанайской области Булату Байжасарову с просьбой представить информацию по поводу убийства жительницы Костаная, пенсионерки Александры Полянских. Журналист указывала на широкий общественный резонанс по этому делу.

25 января в редакцию пришел ответ пресс-секретаря начальника ДВД Елены Кашариной, которая сообщила, что «по факту убийства Полянских дан комментарий прокурором города Костаная Е.Толысбаевым на пресс-конференции по итогам работы за 2010 год. Дополнительной информации не имеется в связи с расследованием уголовного дела». 

Как отмечает главный редактор «Нашей Газеты» Ольга Колоколова, приглашение на пресс-конференцию прокурора Костаная в редакцию не поступало, а оглашение информации на этой пресс-конференции не может являться основанием для отказа в ее предоставлении.

Январь, 19

Юлия Андрусенко, «Наша Газета» (г. Костанай)

На сайт еженедельника «Наша Газета» поступил вопрос от читателя с просьбой перечислить фамилии и должности членов инициативной группы по сбору подписей в поддержку референдума о продлении полномочий президента РК до 2020 года. В связи с этим, 17 января корреспондент Юлия Андрусенко отправила запрос руководителю инициативной группы по сбору подписей в Костанайской области, секретарю областного маслихата Сакену Тукенову с просьбой предоставить полный список членов инициативной группы с указанием их должностей. 

19 января в редакцию пришел ответ, который «в отсутствие секретаря областного 
маслихата» дала руководитель аппарата областного маслихата Людмила Мацупа: «Состав инициативной группы по проведению референдума по продлению президентских президентских полномочий представлен руководителями и активистами различных общественных объединений, профсоюзных организаций, учебных заведений, бизнес структур и другими категориями граждан».

Редакция «Нашей Газеты» намерена отправить повторный запрос.

Январь, 27

Алима Абдирова, Радио «Азаттык» (г.Актобе)

Собственный корреспондент радио «Азаттык» по Актюбинской области Алима Абдирова обратилась к заместителю начальника специализированного транспортного управления в Кандыагаше «СНПС-Актобемунайгаз» Турлану Искалиеву по поводу ситуации с прошлогодней июньской забастовкой и увольнением трех водителей. Водители требовали повышения заработной платы, улучшения условий труда, независимого профсоюзного лидера, который бы мог защищать интересы казахстанских рабочих. 

Турлан Искалиев, извинившись, отказался отвечать на вопросы журналиста. Свой отказ он ничем не объяснил.

Февраль, 05 

Айнур Балакешова, «Вечерняя Караганда» (г. Караганда) 

Криминальный обозреватель «Вечерней Караганды» Айнур Балакешова позвонила в пресс-службу Департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (ДБЭКП) Карагандинской области с просьбой предоставить статистику о количестве госслужащих, привлеченных к ответственности за коррупционные правонарушения в 2010 году. В предоставлении данной информации ей было отказано, так как, по словам пресс-секретаря ДБЭКП Оксаны Драчевой, «все работники ведомства заняты неотложными делами».

Февраль, 25

Виктор Мирошниченко, «Время» (Северо-Казахстанская область)

Собкора газеты «Время»  по Северо-Казахстанской области Виктора Мирошниченко сотрудники управления специализированной службы охраны (УССО) акимата области не пропустили на заседание Дисциплинарного совета.  Представителей других СМИ пропускали в акимат по списку. На требование журналиста  соблюдать закон «О  СМИ» старший лейтенант УССО Мухамедъяров  ответил, что он выполняет распоряжение заместителя начальника управления по делам госслужбы Светланы Зайцевой пропускать по списку.  

В. Мирошниченко обратился с жалобой в Дисциплинарный совет Агентства РК по делам госслужбы по СКО, ДВД и прокуратуру области по поводу воспрепятствования  журналистской деятельности.  

Февраль, 26

Виктор Мирошниченко,  «Время»  (Северо-Казахстанская область)

Начальник управления Агентства РК по делам госслужбы (АГС) по Северо-Казахстанской  области,  председатель Дисциплинарного совета Тлеген Каскин ответил на жалобу собкора газеты «Время» Виктора Мирошниченко о воспрепятствовании журналистской деятельности. Т. Каскин сообщил, что Управление по делам госслужбы не составляет никаких списков представителей СМИ, а в управление пропускают по журналистскому удостоверению. 

Заместитель начальника управления АГС Светлана Зайцева, у которой журналист попытался выяснить, по какому принципу были составлены списки, ответила: «Ну что вам еще нужно? Вам же сказали, что списков никаких нет». По ее словам, сотрудник охраны акимата с ней вообще не разговаривал. Между тем, свидетелями скандала на проходной облакимата были все журналисты.

Март, 03

Светлана Могай, «Темиртауский рабочий» (г. Караганда)

Корреспондент газеты «Темиртауский рабочий» Светлана Могай обратилась в управление дорожной полиции города Караганды с просьбой предоставить информацию о количестве погибших и раненных в ДТП с начала 2011 года. Никто из сотрудников управления данную информацию не предоставил, ссылались на то, что в управлении на данный момент  нет пресс-секретаря.  

Март, 29 

Жанар Барлыбаева, Ерболат Абишов, ТК «Астана» (г. Шымкент)

Журналисты телеканала «Астана» - Жанар Барлыбаева и Ерболат Абишов - готовили к эфиру сюжет о случае смерти от бешенства в Южно-Казахстанской области. В управлении санэпиднадзора по Южно-Казахстанской области съемочной группе отказали в предоставлении информации. Журналисты отправились в инфекционную больницу Шымкента, где умерла женщина с диагнозом «бешенство». Врачи также не захотели разговаривать на эту тему и посоветовали съемочной группе обратиться в управление санэпиднадзора. Подготовить материал для эфира журналисты не смогли. 

Март, 25

«Наша жизнь» (г. Павлодар)

10 февраля газета «Наша жизнь» обратилась в управление Агентства РК по делам госслужбы по Павлодарской области с просьбой сообщить количество уволенных чиновников в соответствии с указом Президента об оптимизации штатной численности госорганов. Запрос был направлен по Интернету, но ответа на него редакция не получила. 24 февраля журналисты повторно обратились в приемную управления. Чиновники предложили прислать письмо с нарочным в канцелярию. Редакция предложила скинуть запрос по факсу, поскольку в тот момент у сотрудников не было возможности выехать в госучреждение. В приемной управления заявили, что по распоряжению начальника управления Нурлана Рамазанова заявления от СМИ по факсу не принимаются. 

15 марта с жалобой на подобные действия госоргана газета обратилась в прокуратуру области. Через десять дней, 24 марта из приемной управления по делам госслужбы связались с редакцией и согласилась принять запрос по факсу.

Апрель, 20

Роберт Келлер, «Авитрек-регион» (г. Караганда)

Корреспондент еженедельной газеты «Авитрек-регион» Роберт Келлер по срочному заданию редакции готовил проблемный материал о перебоях с выдачей льготных медицинских препаратов людям с ограниченными возможностями. За разъяснениями Р. Келлер  обратился к начальнику  Департамента здравоохранения Карагандинской области   Еркенбаю Абилкасимову. В приемной департамента офис-менеджер пояснила, что журналисту необходимо сделать письменный запрос, после которого будет дан ответ - в течение месяца. В итоге редакционное задание было сорвано.   

Апрель, 28

Все СМИ

Министерство иностранных дел РК и ПРООН в РК провели в Астане круглый стол, посвященный соблюдению прав человека в Казахстане. Перед началом доклада «Обеспечение электоральных прав человека в Казахстане в трактовке ОБСЕ» пресс-служба министерства иностранных дел Казахстана настойчиво попросила прессу удалиться, заявив, что «данная сессия пройдет в закрытом режиме».

Май, 19

Аскар Актлеуов, ИА «Интерфакс-Казахстан» (г. Актобе)

Так как отсутствие официальной информации от местных правоохранительных органов порождает слухи и домыслы о взрыве смертника в Актобе, корреспондент агентства «Интерфакс-Казахстан» Аскар Актлеуов обратился во все местные официальные органы с просьбой разъяснить ситуацию.

В пресс-службе акима Актобе журналисту ответили, что о запросе доложат акиму города Архимеду Мухамбетову. Помощник первого заместителя акима Актюбинской области Дархан Ермагамбетов сообщил, что аким Елеусин Сагиндиков и его первый заместитель в командировке: «Аким выйдет на работу - сам ответит».

Застать на месте руководителя пресс-службы ДКНБ на протяжении нескольких дней оказалось проблематичным: он либо отсутствовал, либо отключал телефоны. В пресс-службе областного департамента внутренних дел отвечать на вопросы журналиста отказались.

Пресс-секретарь департамента по ЧС Актюбинской области Асия Испулатова сообщила журналисту, что «этим занимаются не службы ЧС».

Май, 04

«Общественная позиция» (г. Алматы)

Кроме того, по словам Амирбека Тогусова, как только началось заседание с участием представителей семи политических партий, начальник управления внутренней политики акимата Алматы Кенжехан Матыжанов потребовал удалить прессу из зала, ничем не мотивируя свое решение. 

Октябрь, 06

Жанна Хабдулхабар, ТК «Ирбис» (г. Павлодар)

6 октября журналист ТК «Ирбис» Жанна Хабдулхабар обратилась в пресс-службу управления здравоохранения Павлодарской области с просьбой рассказать для выпуска теленовостей о том, как в области реализуется проект по установке видеокамер в родильных домах. Пресс-служба первоначально не возражала против комментариев и съемок в роддомах, но потом отказалась предоставлять информацию и запретила съемочной группе ТК «Ирбис» снимать в этих медучреждениях.

Ноябрь, 28

Кайрат Абуов, ТК «ТДК-42» (г. Уральск, Западно-Казахстанская область)

Корреспондент телеканала «ТДК-42» Кайрат Абуов прибыл в городской отдел образования (ГорОО) Уральска для того, чтобы получить информацию по проблемам дошкольного образования. Выслушав вопросы журналиста, начальник ГорОО Жансулу Туремуратова заявила, что никакой информации не даст, сославшись на то, что вся необходимая информация уже опубликована на сайте городского акимата. К. Абуов попросил чиновницу повторить все это на видеокамеру. Вместо этого Жансулу Туремуратова на повышенных тонах стала требовать, чтобы журналист немедленно освободил помещение. По словам Абуова, чиновница даже пыталась отобрать камеру у оператора. 

После этого Жансулу Туремуратова написала письменную жалобу на имя руководителя телеканала.   

Декабрь, 20

«Общественная позиция» (г. Алматы)

Как сообщается на сайте Генеральной прокуратуры, 20 декабря в адрес редакции «Общественная позиция» было направлено предостережение о недопустимости нарушения требований п. 9 ст. 28 Конституционного закона, согласно которому «при опубликовании результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, средства массовой информации обязаны указывать организацию, проводившую опрос, лиц, заказавших опрос и оплативших его, время проведения опроса, метод сбора информации, точную формулировку вопроса, число опрошенных и коэффициент погрешности результатов опроса».

Поводом для предостережения послужило интервью Алмата Азади с политологом Э. Полетаевым «Не дайте себя обмануть на выборах», опубликованное в издании 7 декабря, в котором приведены результаты социологического опроса избирателей. В статье делается ссылка на то, что данный социологический опрос проведен в режиме онлайн и впервые был размещен на иностранном интернет-ресурсе «Nomad.su».

По сообщению прокуратуры, 14 декабря в «Общественной позиции» была опубликована статья «За какую партию вы проголосуете на выборах», в которой говорится о подсчете голосов избирателей. 

Декабрь, 22

«Литер», «Вечерняя Астана» (г. Астана)

6 декабря в газете «Литер» и 8 декабря в газете «Вечерняя Астана» было опубликовано интервью с советником президента  РК по политическим вопросам Ермухаметом Ертысбаевым «Советую аккуратно вести агитацию и следить «за метлой». Ертысбаев дает прогнозы по парламентским выборам и новому правительству». 

После выхода публикации председатель астанинского филиала оппозиционной партии ОСДП Серикбай Алибаев обратился в Генеральную прокуратуру с заявлением о том, что советник президента активно дискредитирует в СМИ ОСДП. 

Генеральная прокуратура Казахстана вынесла предупреждение изданиям и советнику президента о нарушении ст. 27 — «предвыборная агитация» закона «О выборах». 

Декабрь, 22

ТК «КТК», ТК «СТВ» (г. Астана)

«Взгляд» (г. Алматы)

 www.onlinepetition.ru
29 декабря на сайте генеральной прокуратуры РК опубликован обзор соблюдения законности в ходе выборов депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов Республики Казахстан.  В нем сообщается:

«...в газете «Общественная позиция» от 30 ноября «опубликована статья «Что может быть лучше судьбы, прожитой для своего народа?», в которой размещены высказывания председателя партии ОСДП Туякбай Ж.А., которые могут быть расценены в качестве предвыборной агитации.

(…) Кроме того, в этом же номере опубликована статья «От выбора зависит будущее всего Казахстана», в которой размещены высказывания Абилова Б.М., которые также могут быть расценены в качестве предвыборной агитации.

(…) 11 декабря т.г. в интервью на телеканалах «КТК» и «СТВ» Советником Президента Республики Казахстан Ертысбаевым Е.К. допущены отдельные высказывания в пользу НДП «Нур Отан», которые могут быть расценены как предвыборная агитация (которая проводится с 16 декабря 2011 года по 13 января 2012 года).

12 декабря 2011 года в Национальном пресс-клубе в г.Алматы Куанышалиным Ж. проведена пресс-конференция на тему: «Почему партии «Нур Отан» не должно быть в Мажилисе». При этом Куанышалиным на пресс-конференции допущен ряд высказываний, имеющих целью побудить избирателей голосовать против партии Нур Отан, что согласно статье 27 Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан» также является предвыборной агитацией.

Прозвучавшие на пресс-конференции высказывания нашли отражение в публикациях газеты «Взгляд» от 12 декабря 2011 года.

(…) Иностранным средством массовой информации - интернет-ресурсом www.onlinepetition.ru, на который имеется свободный доступ пользователей на всей территории Республики Казахстан, проводилась предвыборная агитация в период ее запрещения. 

21 и 22 декабря 2011 года по указанным фактам Ертысбаеву Е.К., Нарикбаеву М.С., Куанышалину Ж., Туякбай Ж.А. и Абилову Б.М., редакциям газет «Взгляд», телеканалов «КТК», «СТВ» и иностранному СМИ www.onlinepetition.ru объявлены предостережения о недопустимости нарушения требований Конституционного закона».

Декабрь, 05

СМИ Костанайской области

В распоряжении редакции «Нашей Газеты» оказалась копия письма, направленного частному предпринимателю Костанайской области из аппарата акима пос. Затобольск Костанайского района. В письме, подписанном акимом районного центра Фрунзиком Аракеляном, рекомендуется до 9 декабря организовать среди сотрудников фирмы подписку на газеты «Костанайские новости» и «Костанай-Агро». Также аким просит предоставить в виде ксерокопий квитанций информацию о количестве подписавшихся - «для дальнейшей отчетности перед акимом района».

Декабрь, 05

Нургельды Дюсенов, «Наша Газета» (г. Костанай)

Корреспондент еженедельника «Наша Газета» Нургельды Дюсенов обратился к акиму Костанайского района Ахмедбеку Ахметжанову по поводу письменной рекомендации акима поселка Затобольск Фрунзика Аракеляна одному из предпринимателей района об организации подписки на газеты «Костанайские новости» и «Костанай-Агро». В своем письме Фрунзик Аракелян попросил предоставить информацию о количестве подписавшихся в виде ксерокопий квитанций - «для дальнейшей отчетности перед акимом района». 

Поговорить с акимам Костанайского района Ахметбеком Ахметжановым журналисту не удалось: его секретарь, узнав, что звонит корреспондент «Нашей Газеты», неоднократно отвечала, что акима нет на месте.

Позже аким Затобольска Аракелян сообщил Нургельды Дюсенову, что квитанции подписавшихся на вышеперечисленные издания акимат собирает для того, чтобы проверять работу «Казпочты», а перед районным акиматом по данному вопросу поселковые власти не отчитываются, потому что таких указаний от акима района не было.

Сентябрь, 09

«Голос республики» (г. Алматы)

«Голос республики» снова печатается в типографии. После почти двухлетней технической блокады, когда казахстанские полиграфические предприятия отказались печатать газету (с 18.09.2009 г. «Республика» печаталась на ризографах), редакция решила пойти на эксперимент - изготавливать тираж в российской типографии. Редакция рассчитывает на то, что действующий между странами Таможенного союза договор позволит беспрепятственно доставлять груз из России. 

Очередной номер газеты, отпечатанный в типографии в большом формате, появился в продаже 9 сентября. 

Сентябрь, 23

«Голос республики» (г. Алматы)

23 сентября  таможенная служба аэропорта Алматы на несколько часов задержала выдачу тиража третьего номера газеты «Голос республики», отпечатанного в московской типографии. 

В редакции еженедельника отмечают, что груз прибыл в Алматы  утром, однако   сотрудники газеты смогли  его получить лишь несколько часов спустя. Сначала таможенники сообщили, что груз не прибыл. Позднее сказали, что его потеряли, а потом, якобы, нашли, но выдать тираж отказались до  окончания досмотра таможенного офицера. 

Примечательно, что два первых тиража таможенная служба не досматривала.  Причиной задержки, как выяснили сотрудники редакции, было распоряжение Комитета национальной безопасности проверять все печатные издания, поступающие в страну грузовыми самолетами.  

15 сентября  специализированный  межрайонный экономический суд Алматы уже на втором заседании вынес решение по иску СЭС Бостандыкского района к ТОО «Намыстан», которое приостанавливает эксплуатацию приемо-передающего устройства видеопортала «СТАН» до устранения нарушений. Для редакции видеопортала это означает невозможность пользоваться интернетом, что ограничивает  их профессиональную деятельность.

15 сентября в специализированном  межрайонном экономическом суде Алматы отложено рассмотрение дела по иску СЭС Алмалинского района к ТОО «Производственная студия Стан Продакшн».

Первоначально претензии СЭС касались приемо-передающего оборудования — интернет-антенн, установленных на крышах зданий, где «Намыстан» и видеопортал арендуют офисы. По мнению СЭС, сертифицированное оборудование провайдеров «АСТЕЛ» и «DIGITAL-TV», с которыми «Stan» и ТОО «Намыстан» работают по договору, угрожает здоровью жителей дома.

Результатом новой проверки студии 15 сентября  стали  дополнения к исковому заявлению, на сей раз CЭC требует приостановления  деятельности студии ТОО «Производственная студия Стан Продакшн»  на основании выявленных нарушений Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения».

В качестве нарушений указывается:

- работники студии допущены к  работе без предварительного и периодического медосмотров;

- не представлены результаты лабораторных исследований (шум, освещенность, микроклимат и ЭМП;

· не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение органов Горсанэпиднадзора.

23 сентября в Специализированном межрайонном экономическом суде Алматы состоялось оглашение решения по иску Департамента по чрезвычайным ситуациям (ДЧС) г. Алматы о приостановлении деятельности ТОО «Намыстан» (Информационный партнер видеопортала «Stan.kz»)

Напомним, в августе служба ДЧС сделала в офисе ТОО «Намыстан» внеплановую проверку и выявила семь нарушений норм и правил пожарной безопасности, одно из которых — офис редакции не имеет отдельного входа, а использует вход в подъезд жилого дома. По утверждению ДЧС, при размещении производственных помещений в жилых зданиях вход для посетителей должен быть изолирован от входа в жилые квартиры. 

ТОО «Намыстан» устранило все отмеченные нарушения, кроме этого, так как организация арендует квартиру под офис и не имеет права на реконструкцию помещения. Эти доводы не убедили судью Айжан Смайыл. Она вынесла решение удовлетворить иск ДЧС полностью  до устранения выявленных нарушений.

Напомним, что уже более месяца видеопортал «Stan» и его партнеры находятся под прессингом различных проверок. В настоящее время в судах города Алматы рассматриваются  пять исков от служб ДЧС, СЭС, которые требуют закрыть офисы «Stan». Это первое вынесенное решение. 

27 сентября  судья Специализированного межрайонного экономического суда Алматы  Мухамеджан Ерзаков  вынес решение по иску санэпидемстанции (СЭС) Алмалинского района о приостановлении деятельности студии ТОО «Стан Продакшн» (издатель видеопортала Stan.kz) и приемо-передающего оборудования.

После устранения нарушений, выявленных специалистами СЭС во время проверки офиса ТОО 23 августа, истцы обратились с ходатайством о повторной проверке. 16 сентября повторная проверка СЭС показала, что температура в офисе на момент измерения составляла +27 градусов при норме +25, магнитное излучение от работающей аппаратуры также превышает предельно допустимый уровень (ПДУ). По словам сотрудников «Стан Продакшн»,  при проведении проверки санврачи тщательно закрывали приборы, чтобы представители ТОО не могли видеть показания. На просьбу показать замеры, специалисты СЭС ответили, что пока записывать и показывать нельзя, якобы позже все предоставят. В связи с этим адвокат ответчиков Сергей Уткин во время судебного заседания выразил недоверие объективности проводившейся проверки и полученным показателям. Руководство ТОО «Стан Продакшн» пригласило независимого специалиста-санэпидемиолога, который также провел обследование офиса ТОО. Результаты этой проверки показали, что напряженность электро-магнитного поля не превышает ПДУ. Акт независимой проверки был представлен суду. 

Несмотря на доводы истцов, суд вынес решение: приостановить эксплуатацию студии и приемо-передающего оборудования до устранения выявленных СЭС нарушений.

В строгом соответствии со всеми процедурными нормами и законами была парализована в этом году деятельность товарищества с ограниченной ответственностью «Stаn Рroduction». Это не оппозиционная телекомпания, таких в Казахстане давно нет, и даже не телекомпания, а продакшн-студия, которая делала сюжеты о разнообразных сторонах жизни страны и распространяла их по контрактам среди частных зарубежных компаний. Больше всего сюжетов транслировалось по спутниковому каналу К+, вещающему из-за границы на Центральную Азию, поэтому  отечественные телеканалы дел со Стан.ТВ предпочитают не иметь. Так вот, в августе санитарно-эпидемиологическая служба провела внеплановую проверку приемо-передающего оборудования и офиса «Stаn Рroduction». Такие внеплановые проверки, говоря медицинским языком, по оперативным показаниям позволяет делать закон о СМИ.  Поводом стали жалобы жильцов дома, в котором студия арендует офис, на плохое самочувствие, причиной чего они назвали в заявлениях  приемные спутниковые тарелки. Правда, позже те же самые заявители сообщили журналистам, что написать жалобы им предложили полицейские, посетившие квартиры, но это уже ничего не  изменило, машина завертелась. Проверяющие пришли к выводу, что электромагнитное излучение приемо-передающего оборудования не соответствует санитарным нормам. Правда, документов, подкрепляющих это утверждение, представители санэпидстанции не предъявили ни ответчикам, ни судьям, а компания-провайдер, которой это оборудование принадлежит, продемонстрировала на суде все сертификаты и замеры, удостоверяющие, что с их тарелками все в порядке. Но санитарные врачи подошли к проверке очень добросовестно, подняли  Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» и обнаружили в придачу, что в офисе студии летом было не 25 градусов, как положено, а 27, что компьютеры стоят на расстоянии не шести, а пяти метров друг от друга, а руководство студии не имеет справок о состоянии здоровья журналистов и санитарно-эпидемиологического заключения от органов санэпиднадзора. В результате суд приостановил деятельность ТОО «С«Stаn Рroduction». 
1

